26 сентября, 2009

Как проходить интервью

TorontoRoyalYorkTorontoSkyline

Это мой город,  ребята :)

Последний пост из серии “Как выжить в Канаде”.

Если вас пригласили на face-to-face интервью, это означает,  что работодатель прочел ваше резюме, его там все устраивает и он серьезно хочет взять вас на работу. Ему надо теперь посмотреть на вас живьем и прикинуть, как вы впишетесь в коллектив и что от вас можно ожидать. А ваша задача – не провалить эту возможность.

На самом деле в теории должно быть три интервью – с вашим потенциальным начальником, чтоб он решил, хочет ли он с вами иметь дело вообще (например с tech lead’ом), с HR person, который должен составить ваш психологический портрет, и с менеджером, который принимает решение, например IT manager’ом. Понятно, что не все этому правилу следуют, иногда пропускают кого-то, иногда совмещают. Но надо быть готовым ко всем этим трем уровням, потому что задачи разные у всех трех.

Предварительная подготовка.

Обязательно почитайте побольше про искусство прохождния интервью, или в LINKе возьмите контакт со специалистом, чтоб вам рассказал профессионал. Он  с вами поиграет в интервью, снимет это на камеру и потом с вами разберет, что у вас так и что не так. Очень полезно. Это обычно бесплатно, и в каждом LINK есть свои эксперты по интервью.

Далее, почитайте книжек про body language (язык непроизвольных жестов и поз). Каждый HR в Канаде проходит эту подготовку, и будет наблюдать вашу моторику с полной серьезностью. Если вы будете во время разговора непроизвольно сучить ногами, хватать себя за нос, чесать в затылке и тому подобное, то скорее всего этап HR вы не пройдете.

Чтобы выглядеть более солидно в профессиональном плане, найдите список вопросов к профессиональному сертификату по вашей части, и пройдите вопросы, убедитесь что вы способны ответить на любой из них. Профессионалы любят устраивать на интервью такие экспресс-тесты. Причем вопросы по .NET, например, будут из MS сертификации.

Еще HR’ы любят задавать каверзные вопросы типа: “А какие ваши слабые стороны?” “А как вы себя ведете с людьми которые вам не нравятся?”. В книгах про прохождение интервью вы найдете массу примеров. Будьте готовы и не давайте себя поставить в тупик, знайте правильные ответы. Никого не интересует что вы действительно думаете, от вас ждут, что вы знаете канадскую корпоративную этику и будете себя вести предсказуемо. Помните, что от вас ждут, что вы будете решать проблемы фирмы, а не создавать новые.

Перед походом на конкретное интервью зайдите на сайт фирмы и прочитайте, чем она занимается и т.п., как можно больше о них узнайте. Расскажу случай с моей знакомой. На интервью менеджер спросил, читала ли она про компанию на сайте? Она ессно ответила “да”. Тогда он представился ей типа – я начальник IT Джон, а это мой заместитель Майк. Она говорит: “Очень приятно, Мария”, а ей тут же : “До свидания. Наши имена крупно написаны на первой странице сайта, они совсем другие, и значит вы сайт не читали и нас пытаетесь обмануть”. Обидно.

Интервью

Ну вот, наконец вы в офисе, доложились на ресепшене и сидите ждете пока вас пригласят в meeting room для интервью. Что вы должны быть чисты и аккуратно одеты, что от вас не должно пахнуть ни немытым телом, ни потом, ни даже парфюмом – это даже обсуждать не будем. Как одеваться? В Штатах правила строже, и лучше надеть темный костюм, светлую рубашку и скромных расцветок галстук в тон. (Женщины, простите меня, я понятия не имею как одеваться вам:) Пишу чиста для братанов-мужиков). В Канаде принято одеваться более скромно. Меня пару раз даже спросили про темный костюм, чего это я так вырядился? Правильный ответ “Просто хотел продемонстрировать уважение”. В Канаде лучше будет костюм с рубашкой без галстука в холодное время года, и летние брюки с аккуратной однотонной рубашкой с коротким рукавом летом. Галстуки тут носят только менеджеры высокого уровня и customer service.

Вы прочли про компанию, у вас есть какое-то представление, каким они вас хотят видеть, вам наверное прочел свое напутствие консалтер, и вы пытаетесь вжиться в образ. Так вот, я вам скажу с высоты своего опыта – не надо. Мне один умный консалтер однажды сказал: “Just be yourself”. Действительно, когда человек пытается казаться другим, чем он есть, у немногих это получается хорошо, и в основном у женщин почему-то. А обычный человек все равно где-нибудь проколется, и HR сразу поставит птичку себе в кондуит. И кто знает, может вы именно какой есть и нужны этому конкретному менеджеру.

Постарайтесь не волноваться и не трястись. Если вы подвержены этому – занимайтесь аутотренингом, что ли. Канадцы народ непуганый, ничего не боятся просто потому что у них нет в жизни ошибочных шагов с тяжелыми последствиями (типа – один неправильный ответ и вы в армии вместо второго курса). Канада страна правильная – все решается не спеша, по-человечески, без нервов и как положено по закону. Наши сильные эмоции им непонятны и пугают их. Разговор на интервью будет корректный, если даже вы совсем не понравились - никто вам не подаст малейшего вида. Вас просто не приглясят на следующее интервью или не пришлют job offer. Поэтому еще один совет – после интервью не стоит перезванивать ни консалтеру, ни работодателю, чтобы спросить о результатах. Изменить уже ничего нельзя, а если вас взяли, то консалтер сам тут же с вами свяжется немедленно – ведь вы же его деньги. Поэтому просто продолжайте рассылать резюме и работать с другими компаниями. А вот “Thanks letter” обязательно пошлите по email тому, кто вас интервьюировал. Для этого в конце интервью обязательно попросите его бизнес карточку. а если таковой нет – то email.

Еще одно немаловажное замечание. Употребляйте свое чувство юмора на интервью. Канадцы очень отзывчивы на юмор, способны громко гоготать над самой невинной шуткой, и считается что люди с чувством юмора хорошо влияют на обстановку в коллективе. Так что ваше чувство юмора – ваш большой плюс. Но это не значит что вы должны его напропалую демонстрировать. Просто обозначьте, что оно у вас в наличии. У меня например была заготовлена дежурная шутка на вопрос какую оплату я ожидаю, типа: “Ну, я не собираюсь заработать все деньги в Канаде сразу...” Большим успехом пользовалась.

***

Вот ребята, на этом моя немногая приобретенная мудрость кончается, а вместе с ней кончается и цикл статей “как выжить…” на блоге “Панковы в Канаде”. Удачи вам всем, кто мне написал с начала кризиса, надеюсь я ответил на основные вопросы. У вас все сложится, если вы будете делать правильные шаги и не психовать, а настойчиво добиваться цели. В Канаде важно быть позитивным. Если я что-то забыл упомянуть, пишите комменты и письма, отвечу на что смогу. Удачи вам еще раз. И добро пожаловать в Торонто:

1 комментарий:

  1. Анонимный28 ноября, 2009

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Где собаке место?

  Где собаке место? Ну конечно же именно там, где она максимально мешает дедушке заниматься делом.