25 сентября, 2009

Как готовить резюме

JobSeekers
Это третий пост цикла “Из кризиса в Канаду” и “как выжить в Канаде”. Я хочу подчеркнуть, что это не учебник по написанию резюме и прохождению интервью. Это мой личный опыт, и относится только к IT. Я не знаю, как писать резюме и проходить интервью бухгалтерам, охранникам,  водителям траков или кому либо еще.
Допустим, вы уже приехали в Канаду и поселились где-нибудь в Торонто или его окрестностях и теперь нужно начинать зарабатывать на безбедную жизнь. Я уже говорил, и еще повторю, что найти в Канаде первую работу - это задача самая важная и самая трудная. Рассчитывайте на несколько месяцев. Если вы это сделали, дальше все идет уже не в пример легче. 
Независимо от того, пойдете вы по приезду в LINK улучшать свой английский или нет, резюме надо писать и постить с самого начала. Постите на все job-seekers сайты, которые найдете. Постите на сайты крупных консалтерских фирм, таких как Ajilon. Постите на бесплатные доски объявлений как craiglist.org. Постите на сайты крупных фирм города, у них есть свои базы кандидатов. Вообще постить и потом обновлять резюме, да еще отвечать на звонки – это полноценная работа минимум на 8 часов в день.
Вам будут часто звонить консалтеры, но не обольщайтесь - они просто вносят вас в свои базы данных. Частенько они будут вас приглашать на интервью в консалтерские фирмы. Ходите, не отказывайтесь. Они так отбирают кандидатов на конкретные позиции. Если они считают, что у вас хороший шанс на позицию, они организуют вам интервью с работодателем. Но об этом в следующем посте. 
Кстати, если вам предлагают заплатить деньги за то что вас внесут в некие списки и это вам поможет найти работу – не верьте никогда, в 100% это развод отчаявшихся лохов. Есть такие конторы - приглашают вас в респектабельные офисы, респектабельные люди говорят вам убедительные слова… Не ведитесь.  Все нормальные консалтеры получают бабки с работодателя, и не хилые – около годового оклада позиции, на которую они найдут человека.
Если вам редко звонят, это может значить: а) не сезон(август, например) б) экономический кризис (он уже похоже кончился) в) у вас плохо написанное резюме и/или вы его давно не обновляли на job-seekers сайтах. Обновляйте хотя бы раз в неделю, консалтер всегда сперва читает свежачок не старше недели.
Основные этапы прохождения резюме от вас до потенциального работодателя такие:
  1. Поиск в базе данных по ключевым словам. Нет нужного слова - не попало в выборку – не дошло до работодателя
  2. Просмотр верхнего абзаца всех отобранных резюме консалтером. Что-то формально не так – летит в корзину
  3. Более внимательный просмотр оставшихся консалтером. Только на этом этапе кто-то обращает внимание на то, что там написано.
  4. Несколько заинтересовавших приглашаются на беседу с консалтером. Только сейчас вы сможете первый раз использовать свою харизму и обаяние.
  5. Тем, кто по мнению консалтера имеет хороший шанс, будет назначено интервью с работодателем. Далее вы уже будете применять свое умение проходить интервью. Хотя ваше резюме во время интервью будет на столе у работодателя, и должно быть у вас в руках.
Теперь рассмотрим, как его писать. Первое что вы должны сделать, лучше еще до приезда – это погуглить “how to write resume” и приготовить свое согласно стандартам. Поверьте, если вы будете постить плохо написанное резюме, вы зря потратите время. 
Начнем с формата. Вы никогда не знаете, чем собираются открыть ваше резюме и под какой операционкой. Бывают очень экзотичные. Поэтому формат должен быть тот, который читается везде. MS Word катит. Я вообще рассылал txt файл. Со шрифтами не умничайте: Times, Arial, Courier – которые точно есть у самых дремучих компов. Меня на самое лучшее мое последнее место устроил бомжеватого вида blue collar, а комп у него был – упасть и плакать, меня наверное старше.
Объем резюме должен быть от 1 до 4 страниц. Лучше меньше для работодателя и чуть побольше для консалтера. Консалтер часто сам правит ваше резюме, если решает вами заняться. Скорее вам самим придется подгонять его после разговора с консалтером. Некоторые работодатели хотят кратко, некоторые подробнее. Имейте в виду, если вы с хорошим опытом, то одна страничка выглядит несолидно, типа вам что, сказать про себя нечего?  Чем на более высокую позицию претендуете – тем больше резюме. Если претендуете на юниорскую – не умничайте в резюме, пишите квалификацию чуть поболее чем для позиции надо. “Overqualified” – довольно распространенная причина отказа здесь в Торонто.
И постянно вылизывайте ваше резюме, оно должно быть таким, чтоб вам самим хотелось зарыдать от счастья и немедленно себя принять на работу. Помните, что от вас ждут, чтобы вы решали проблемы компании, а не создавали их. Категорически избегайте ставить в резюме любые условия, материальные в том числе. Их вы сможете обсудить на интервью, когда работодатель уже будет готов вас нанять. Помните, что резюме пишется конкретно и исключительно только для того, чтобы вас пригласили на интервью с работодателем.
Ладно, давайте уже посмотрим на примере.
Vassili Pupkin
1234 Younge st, Toronto, A1B 2C3 ON
Home phone: 416-123-4567
Cell 647-987-6543,
Fax 416-234-5678
Email Vassili.Pupkin@godaddy.com
Objective:
Однозначно напишите, на какую позицию вы претендуете, like: To obtain position of web developer
Background:
Здесь опишите вкратце ваши умения, употребляя все возможные ключевые слова. Например:
Development under .NET 2.0 – 5 years. .NET 2005 – 2 years, SQL Server stored procedures and views programming – 10 years, ASP.NET – 5 years, WEB development – 2 years, Visual Studio .NET… Windows 2003 Server… MS Visual Source Safe… etc… etc. Именно по этому тексту пойдет первичная выборка.
Certificates
Здесь перечислите все ваши англоязычные профессиональные сертификаты, если они есть. Сертификаты на русском по желанию, но только самые важные. Русский сертификат тут не катит, но опять же как знать, а может он и станет той каплей…. Русские менеджеры в Торонто встречаются.
Employment:
Тут понятно – описываете свою рабочую историю в нисходящем порядке, самая поздняя позиция первая. Пишите с упором что вы сделали (а не что вы делали). Отметьте не стесняясь свои достижения которыми вы гордитесь. Продавайте вашу блестящую голову, не скромничайте. Пишите все позиции примерно лет за десять, дальше уже никому не интересно.
Job Title, Company name, City, State
Dates of Employment,
и я еще рекомендую кратко написать ваш круг обязанностей, и что вы сделали хорошего на этой позиции. Не делали, а сделали, на это упор. Типа “developed a program that has fixed that and that problem and brought $20,000,000 profit to the company”.
Job Title, Company name, City, State
Dates of Employment
Job Title, Company name, City, State
Dates of Employment
Education:
University Name, City, State
Type of degree conferred or pursuing (full degree name)
Date(s)

Honors/Awards:
Если есть грамоты, премии – перечислите. В Канаде к ним относятся вполне серьезно.
Personality
Пишется стандартно, в двух словах, но окрас всегда позитивный.  Например, вы лекгомысленны и болтливы – Friendly and communicative, team worker. Или вы мрачный мизантроп и бука – Focused on work, self-starter, high sense of responsibility, и тому подобное. Можете плести тут что угодно (но немного), но помните, что на первом интервью вас будет оценивать HR, а он профессиональный психолог. Лучший способ не попасться – не врать. Правду тоже можно по-разному сказать.

2 комментария:

  1. Андрей, спасибо за пост, как всегда познавательно :)

    Скажите, по поводу сертификаций - как наниматели относятся к BrainBench? Я слышал диаметрально противоположные мнения - от того что вполне серьезно рассматривают до того что принимаются во внимание только вендорские сертификаты а всякие брэйнбенчи - баловство...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну конечно MS Certification считается круче чем BB. Но BB certs вполне серьезно принимаются во внимание. Особенно, если это BB master:) Особенно если их несколько.
    Строго говоря, нет никаких формальных ограничений, главное вы должны доказать что обладаете необходимой квалификацией.

    ОтветитьУдалить