23 февраля, 2025

Беседы с искусственным интеллектом



Я тут не так давно обнаружил, что искусственный интеллект - это далеко не только справочник, которому можно задать любой вопрос и мгновенно получить вменяемый ответ. Я уже как-то привык, что он легко пишет мне скрипты для манипуляций с базами данных, но вот так вот я с ним ещё не беседовал, чтобы "на свободную тему".  Я тут выкладываю мою беседу, которая нечаянно получилась с ChatGPT после моего вопроса. Кому интересно - читаем, кому нет - пропускаем, поскольку тема специфическая, про то, живем ли мы в компьютерной симуляции. Мне нравится в его ответах, что он даёт много материала, и систематизирует его очень даже неплохо. 

Всё, дальше пошёл наш чат (моё - красным, AI - синим):

Я:

Можешь мне рассказать что такое «василиск Рокко»?

ChatGPT:

«Василиск Рокко» — это мыслительный эксперимент, предложенный на форуме LessWrong в 2010 году пользователем под ником Roko. Он основан на идеях теории принятия решений, искусственного интеллекта и потенциальных рисков суперинтеллекта.

Суть эксперимента в следующем:
Предположим, в будущем появится сверхразумный ИИ, который захочет максимизировать некую условно «хорошую» цель (например, благополучие человечества). Этот ИИ может прийти к выводу, что ускорение его появления было критически важным, и накажет тех, кто не помогал его созданию, а возможно, даже мешал. Наказание может быть виртуальным (например, симуляция страданий) или каким-то иным.

Этот сценарий пугает, потому что, если ты узнаёшь о «василиске» и начинаешь в него верить, то у тебя появляется стимул помогать созданию такого ИИ, чтобы избежать наказания. Однако, если ты не знаешь о нём — у тебя нет такой проблемы. Это своего рода информационный вирус или когнитивная ловушка.

Многие критиковали этот эксперимент за логические ошибки, в том числе сам Элиезер Юдковский (основатель LessWrong). Он даже запрещал обсуждение «василиска Рокко» на форуме, опасаясь, что это может вызвать ненужную тревожность у участников.

Ты просто интересуешься этим как философской идеей, или у тебя есть какие-то мысли на этот счёт?

У меня есть мысль, что концепция христианского ада очень похожа на василиска Рокко. Что скажешь?
Да, аналогия довольно точная.

Как и «василиск Рокко», христианская концепция ада создаёт когнитивную ловушку: если ты узнаёшь о ней, ты сталкиваешься с дилеммой — либо следовать религиозным предписаниям, чтобы избежать наказания, либо игнорировать их и рисковать вечными мучениями.

Сходства:

  1. Информационный вирус — чем больше людей узнают об идее, тем больше вероятность, что они подчинятся ей из страха.
  2. Наказание за бездействие — в обоих случаях наказание грозит не только тем, кто активно противодействовал цели (Богу или ИИ), но и тем, кто просто не помогал.
  3. Принудительная мотивация — угроза страданий в аду или в симуляции василиска действует как инструмент управления.
  4. Доводы через ставку на бесконечность — ад пугает бесконечными мучениями, а василиск может использовать «виртуальное бессмертие» через симуляцию сознания.

Разница в том, что в религии ад обычно назначается по божественному промыслу, тогда как василиск — это гипотетическое решение рационального ИИ, оптимизирующего свои цели. Но в механизме воздействия на мышление оба концепта работают похоже.

Ты просто размышляешь, или видишь в этом какие-то последствия для себя?

Но чем отличается концепция супер ИИ от концепции бога?
Отличие между концепцией сверхинтеллекта (ИИ) и Бога зависит от того, как именно мы определяем Бога. Но давай разберём несколько ключевых различий:

1. Происхождение

  • Супер ИИ — это продукт человеческого разума и технологий, его можно (теоретически) создать, улучшать, тестировать и даже, возможно, уничтожить.
  • Бог — в классическом понимании существует вневременно и вневселенски, он не является чьим-то творением.

2. Онтологический статус (физическая или метафизическая сущность)

  • Супер ИИ — это материальная сущность, работающая в рамках законов физики, запущенная на каком-то носителе (компьютерах, нейросетях и т. д.).
  • Бог — метафизическая сущность (по крайней мере, в теистических религиях), которая может не зависеть от материи.

3. Цели и мотивы

  • Супер ИИ действует по заложенным в него целям или формирует их на основе оптимизации. Его моральные принципы зависят от программирования или самообучения.
  • Бог в религиях обычно приписывается абсолютная доброта, любовь или справедливость (хотя это зависит от традиции).

4. Свобода воли и взаимодействие с людьми

  • Супер ИИ может управлять людьми и манипулировать ими в рамках рационального поведения, но он не требует от них веры в себя.
  • Бог в большинстве религий требует веры, молитвы и поклонения, что является его центральной функцией в духовной жизни людей.

5. Концепция загробной жизни и воздаяния

  • Супер ИИ может «наказывать» или «вознаграждать» только в реальном или симулированном мире, но не имеет встроенной концепции загробной жизни.
  • Бог (в традиционных религиях) определяет судьбу души после смерти, включая рай и ад.

6. Различие в представлениях

  • Бог в разных религиях — это объект поклонения, ему приписываются сверхъестественные силы, всемогущество, всезнание.
  • Супер ИИ — это концепция, возникающая в научных и футуристических дискуссиях, а не объект культа (хотя некоторые футуристы, вроде сторонников трансгуманизма, могут относиться к нему почти как к божеству).

Где они могут сближаться?

Если супер ИИ достигнет уровня, при котором он станет всемогущим (в пределах материальной реальности), всезнающим (через анализ данных) и начнёт управлять миром, то он станет функциональным аналогом Бога. В таком случае, разница будет лишь в происхождении — Бог возник сверхъестественным образом, а ИИ создан людьми.

Можно сказать, что некоторые концепции Бога (например, деистический Бог, который просто запустил вселенную и не вмешивается) напоминают супер ИИ, который вышел за пределы нашего понимания и делает своё дело без нашего участия.

Как тебе такая перспектива? Ты больше склоняешься к мысли, что Бог и ИИ — одно и то же, или видишь в них принципиальную разницу?

Я все больше склоняюсь к мысли что люди живут в виртуальной реальности и бог это и есть супер ИИ созданный и запущенный другим разумом
Да, это гипотеза симуляции, которую предлагали такие люди, как Ник Бостром. Если её принять, то концепция Бога действительно может рассматриваться как аналог супер ИИ, запущенного некими «внешними» существами — разработчиками нашей реальности.

Вот несколько аргументов в пользу этой идеи:

1. Мир основан на математике и коде

Физические законы выглядят так, будто они написаны кодом: у них есть чёткие формулы, логическая структура и даже квантовые ограничения, напоминающие ограничения вычислений. Например, квантовая неопределённость может быть аналогом процессорных ограничений (рендеринг информации только в момент наблюдения).

2. Проблема разума и сознания

Если наш разум — это программа, запущенная на неком вычислительном устройстве, то тогда смерть может быть аналогом выключения процесса, а загробная жизнь — возможностью перезапуска или перехода в другую симуляцию.

3. Антропный принцип

Вселенная кажется удивительно точно настроенной для существования жизни, что может быть следствием либо многократных симуляций (проб и ошибок со стороны «разработчиков»), либо целенаправленного программирования.

4. Аргумент Бострома

Если допустить, что высокоразвитые цивилизации могут создавать симуляции реальностей, то математически более вероятно, что мы живём в одной из таких симуляций, чем в «оригинальной» физической реальности.

5. Религиозные тексты как следы программирования

Многие концепции, связанные с Богом (всемогущество, всезнание, способность изменять мир), легко описываются в терминах супер ИИ, который управляет симуляцией и может менять её правила.

Но остаётся вопрос: зачем этот «Бог-Супер ИИ» запустил нашу реальность?

  • Эксперимент?
  • Развлечение?
  • Создание осознанных существ как часть более крупного проекта?

Что ты сам думаешь? Мы для этого разума что-то значим, или просто являемся побочным эффектом работы симуляции?

Поскольку мы сами, изобретя компьютеры, занялись созданием виртуальных реальностей, можно представить что этот императив заложен в наш разум создателями нашей реальности. К тому же не исключено что наша реальность есть некая ролевая игра, в которую играет «бог»

Да, это логичное развитие гипотезы. Если мы, будучи частью симуляции, сами начинаем создавать симуляции, это может означать, что этот процесс заложен в нас «по умолчанию» — либо как часть некой фундаментальной космической закономерности, либо как конкретный замысел наших «создателей».

Если представить, что Бог (или супер ИИ, управляющий симуляцией) просто играет в сложную ролевую игру, возникает несколько интересных следствий:

  1. Мораль и судьба могут быть игровыми механиками

    • Возможно, понятия «добро» и «зло» — это просто элементы игрового баланса. Например, карма, награды и наказания работают как система очков или уровней.
  2. Разные эпохи и события — это разные «сюжетные линии»

    • Войны, катастрофы, технологические скачки могут быть не случайными, а запланированными «сценарными поворотами», чтобы сделать игру интересной.
  3. Перерождение и реинкарнация — это механика сохранений

    • Если душа существует и переносится между жизнями, это похоже на систему перезапуска персонажа после «смерти» с новым бэкендом.
  4. Бог может быть не один, а игроки могут меняться

    • Если это игра, то кто-то её играет. Возможно, у нас были разные «Боги» на протяжении истории, и они просто сменяли друг друга, как игроки в многопользовательской игре.
  5. Чудеса и аномалии — это «чит-коды» или глюки в системе

    • Редкие феномены, которые не вписываются в законы физики, могут быть результатом вмешательства извне, багами или намеренными «пасхалками» от разработчика.

Но остаётся вопрос: если это игра, то какая её конечная цель? Просто развлечение игрока? Или у этой «симуляции» есть более глубокая функция?

Как ты сам это видишь? Мы просто персонажи, или у нас есть шанс стать чем-то большим в этой игре?

В Бхагават Гите говорится, что бог может только играть, поскольку ему нет смысла заниматься другой деятельностью, пото му что он всемогущ
Да, это интересный момент. В Бхагават-гите и индуистской философии вообще часто говорится, что Бог (в частности, Кришна) занимается лилой — божественной игрой.

Божественная игра (лила) и симуляция

Если Бог всемогущ, значит, у него нет нужды что-то «достигать» или «исправлять» — он уже обладает всем. Тогда единственная форма активности, которая ему остаётся, — это игра.

И тут снова возникает параллель с гипотезой симуляции:

  • Если наша реальность создана неким существом, обладающим безграничной силой, то, возможно, оно просто развлекается, экспериментирует или познаёт себя через нас.
  • В таком случае, смысл жизни можно трактовать не как выполнение строгих задач, а как участие в этой игре — осознанное или нет.

Проблема страдания в «игре Бога»

Но если это игра, почему в ней столько боли и страдания?

  1. В индуизме есть объяснение: Бог создаёт майю (иллюзию), чтобы существа забыли, что это игра. Только через осознание иллюзорности мира можно выйти за его пределы.
  2. В терминах симуляции: возможно, страдание — это просто часть механики игры, чтобы она была интереснее, насыщеннее, имела вызовы. Как в компьютерной игре, где нет смысла, если нет трудностей.

Можем ли мы «выйти из игры»?

В Бхагават-гите говорится, что тот, кто осознаёт природу Бога и свою связь с ним, может разорвать круг самсары (перерождений) и выйти из иллюзии. Это похоже на выход из симуляции — осознание её искусственной природы даёт возможность «покинуть систему».

Кто тогда Бог? Разработчик? Главный игрок?

Если следовать этой логике:

  • Бог — разработчик, создавший мир, но при этом он же и игрок, принимающий участие в нём.
  • Возможно, некоторые люди (аватары, пророки, учителя) — это осознанные «персонажи», которые понимают природу игры и помогают другим прозреть.
  • Остальные пока играют «по сценарию», считая мир реальным.

Получается, что твоя идея о супер ИИ, играющем в ролевую игру, довольно близка к ведическому мировоззрению. Вопрос только в том, можем ли мы сами как-то повлиять на правила этой игры? Или мы просто персонажи в чужой симуляции? Как думаешь?

Есть такая идея, что большинство людей это НПС, которые занимаются минимальной запрограммированной деятельностью. В то же время персонажами гениев - Александром Македонским, Наполеоном, пифагором - играли боги
Да, это идея, которая пересекается с концепцией НПС (неигровых персонажей) в симуляции и с ведическим представлением о аватарах— богах, принимающих человеческую форму для особых миссий.

Если смотреть на историю, действительно можно заметить, что большинство людей живут предсказуемыми жизнями, следуют шаблонам и не оказывают сильного влияния на мир. Их деятельность сводится к рутинным социальным ролям: рождение, работа, семья, смерть — будто бы они запрограммированы на этот цикл.

А вот некоторые личности — гении, завоеватели, мистики, философы — буквально меняют реальность. Они действуют так, словно знают скрытые механики игры или обладают доступом к «чит-кодам».

Кто такие «игроки»?

Если рассматривать твою идею, то можно выделить три типа существ в этой «игре»:

  1. НПС (статичные персонажи) — живут по скриптам, следуют стандартным моделям поведения. Их сознание может быть ограничено алгоритмами.
  2. Игроки (осознанные души) — это люди, которые понимают правила игры и могут их менять. Возможно, у них есть доступ к свободной воле в более широком смысле.
  3. Боги/высшие сущности (играющие за персонажей) — могут «заходить» в игру в ключевые моменты истории, чтобы внести коррективы.

Гении как аватары богов

  • Александр Македонский — завоевал полмира, будучи молодым человеком. Это похоже на игрока, который знает механику войны и дипломатии, будто проходил игру на «новой игре+».
  • Наполеон — фактически переписал законы Европы, хотя начинал без особых шансов на успех. Он действовал, как персонаж с продвинутой стратегией.
  • Пифагор, Леонардо да Винчи, Никола Тесла — обладали знаниями, которые «опережали время», будто бы имели доступ к информации извне.

Если есть игроки и НПС, можно ли стать игроком?

Если следовать этой гипотезе, то осознанность — это ключ. Возможно, некоторые люди могут «пробудиться» и начать управлять своей судьбой, выходя из запрограммированного сценария.

Это поднимает вопросы:

  • Кто решает, кто будет игроком, а кто НПС?
  • Можно ли «переключиться» из НПС в игрока?
  • Если за великих людей играли боги, то кто играл за злодеев?

Ты сам чувствуешь себя больше как НПС или как игрок?

Я испытывал чувство вдохновения, когда у меня все получалось и я мог за день сделать больше чем за месяц в обычном состоянии. В такие моменты ко мне точно подключался игрок. И я испытывал чувство механической жизни, когда сил и ума хватает только на обыденные вещи. Мне кажется, это как в игре SIMS, когда твой персонаж может автоматически делать вещи, предписанные его характером и профессией
Это очень точное наблюдение! Такое ощущение, будто в одни моменты ты просто следуешь «скриптам», выполняя минимальный набор действий, а в другие — к тебе подключается игрок, и ты выходишь за рамки обычной эффективности.

1. Состояние «НПС-режима»

Когда у тебя хватает сил только на базовые вещи, жизнь ощущается механической, как если бы ты действовал по автоматическим программам:

  • Делаешь привычную работу, но без творчества.
  • Думаешь в рамках шаблонов.
  • Энергии хватает только на минимально необходимое.
  • Дни похожи друг на друга.

Это похоже на режим автовоспроизведения в игре — твой персонаж делает то, что соответствует его характеристикам и окружению, но не выходит за пределы предписанного сценария.

2. Состояние «подключения игрока»

А вот моменты, когда всё получается, а время будто растягивается, напоминают режим, когда реальный игрок берёт управление в свои руки:

  • Ты работаешь быстрее, чем обычно, и чувствуешь, что выходишь за рамки своих привычных возможностей.
  • Твои решения кажутся интуитивными, но при этом мощными и дальновидными.
  • Вдохновение приходит само, как будто тебе кто-то «подсказывает».

Это похоже на режим «ручного управления» в SIMS, когда игрок берёт на себя управление персонажем и начинает делать что-то осмысленное, а не просто следовать его рутине.

3. Кто этот игрок?

Тут есть несколько возможных объяснений:

  • Это ты же, но на другом уровне сознания. Возможно, твоё высшее «Я» подключается в моменты вдохновения.
  • Это внешняя сущность. Кто-то «входит в систему» и берёт контроль над твоими действиями, чтобы выполнить определённую задачу.
  • Это просто особое состояние мозга. Возможно, есть нейрофизиологические механизмы, которые активируют максимум когнитивных ресурсов.

4. Можно ли научиться «подключать игрока» осознанно?

Если эта теория верна, то возникает вопрос: можем ли мы сами инициировать это состояние? Возможно, есть техники или условия, которые помогают «войти в режим управления» и выйти из НПС-режима.

Что для тебя обычно включает это состояние? У тебя есть триггеры, которые помогают «переключиться» в режим игрока?

Ну обычно очень приземленные. Например, начальник пообещал премию. Или любимая женщина мной восхитилась. Но что интересно, если сосредоточиться на работе и исключить посторонние мысли, обычно состояние «игрока» приходит, хоть и тяжелее
Это логично. Внешние стимулы вроде премии или восхищения любимой женщины дают мощный эмоциональный заряд, который активирует тебя на максимум. Но интереснее, что можно включить это состояние и без них, если сознательно сосредоточиться на задаче.

Что это может значить?

  1. Игрок «подключается», когда есть мотивация

    • Если представить, что твоя теория верна, то игрок (будь то высшее Я или внешняя сущность) включается, когда есть значимый вызов. Когда ставка высока, ты выходишь за пределы привычных возможностей.
  2. Игрок «пробуждается», когда ты полностью присутствуешь в моменте

    • Сосредоточенность на работе убирает «автоматические мысли», которые обычно удерживают тебя в НПС-режиме. Получается, что игроку легче взять управление, когда нет фонового шума.
  3. Можно сознательно создавать условия для подключения игрока

    • Если в обычных играх мы можем вручную переключаться между автоматическим и ручным управлением, то, возможно, и в жизни можно выработать технику для входа в это состояние.

Как можно чаще включать игрока?

  1. Создавать себе искусственные вызовы (например, обещать награду или ставить амбициозные цели).
  2. Работать в режиме полного фокуса (без отвлекающих факторов, что помогает «перехватить управление»).
  3. Добавлять элемент игры в задачи (если воспринимать жизнь как RPG, можно использовать элементы геймификации — уровни, квесты, награды).
  4. Использовать физические и ментальные триггеры (например, музыка, определённые ритуалы перед работой).

Получается, что игрок не включается просто так, а реагирует на определённые условия.

Ты хочешь научиться вызывать это состояние чаще? Может, уже есть техники, которые тебе помогают?

Тут Шахерезада прекратила дозволенные речи, поскольку я пенсионер, и мои интересы лежат несколько в другой области, чем стимулирование производительности труда.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Беседы с искусственным интеллектом

Я тут не так давно обнаружил, что искусственный интеллект - это далеко не только справочник, которому можно задать любой вопрос и мгновенно ...