22 июня, 2021

Как в Онтарио заявляются на пенсию


 "У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем заниматься?" Помните такой детский стишок Маяковского? У меня тоже растут года, в следующем марте будет 65, и я собираюсь немедленно ретироваться (так в русском стиле мог бы звучать английский глагол to retire). Канадское правительство не выпустило этот вопрос из своего круга внимания, и мы с Олей  получили приглашение заявиться на пенсию в онлайне. Прислали нам обычной почтой письмо с объяснениями, прилагалась ссылка и код для первого логина. Поскольку мы с Олей люди компьютерные, никаких затруднений это у нас не вызвало, и мы заявились на все три части пенсии:

1. OAS (Old Age Security). Этот OAS платится всем резидентам Канады старше 65 лет, прожившим в Канаде не менее 10 лет, независимо от того, работал человек или нет. Сумма его постоянно индексируется, точную сумму я не знаю (она будет рассчитываться на момент получения). В принципе на OAS уже можно скромненько прожить, если у тебя нет долгов. Приглашение заявиться на него пришло за 10 месяцев до наступления пенсионного возраста. Кстати, наш Трюдо, который легализовал марихуану, также и отменил повышение пенсионного возраста свыше 65 лет.

2. GIS (Guaranteed Income Statement) - приглашение пришло вместе с OAS. Это, как я  понял, доплата тем, у кого совсем мало получается. Не знаю, сколько насчитают нам и насчитают ли вообще.

3. CPP (Canada Pension Plan) - это приглашение пришло на пару месяцев позднее OAS, это есть накопительная часть пенсии. Зависит от стажа и зарплаты (вернее величины страховых взносов, что за тебя делал работодатель). 

Обычно канадцы с началом рабочего стажа начинают дополнительно вкладывать в разные пенсионные фонды (обычно предоставляемые банками), и эти фонды в натуре растут. Я чисто для интереса переоформил секьюрити депозит с кредитки в RRSP, оставил там тысячу баксов и не увеличивал вклад ни разу, через 10 лет снял две тысячи. Наша проблема в том, что мы поздно приехали, и наше главное вложение денег было в дом, мы постоянно делали предоплаты, чтобы к пенсии успеть выплатить ипотеку. Лет бы на 10 пораньше приехать, мы бы и в RRSP вложились. Хотя нет, вряд ли, нам бы пришлось вкладываться в образование детей. А так мы их уже учёных привезли. В обшем, как ни крути, а результат примерно одинаковый. 

Я не буду писать точные суммы, сколько мы собрались получать (жена запретила 👵), одно скажу - на жизнь нам с Олей хватит. Дом и большую недешевую машину мы давно выплатили, остается коммуналка, интернет, налог на недвижимость, телефоны и еда. Конечно, провайдера мы сменим на подешевше (у нас сейчас самый крутой и дорогой). Короче, живы будем - не помрем:) 

6 комментариев:

  1. Смотри, какие вы ранние пташки!
    А я собираюсь до 72 лет работать :-)
    Мне это дело нравится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Счастливая:) Работает, и ей это дело нравится :) Прямо завидно. А меня уже вот эта ежедневная рутина напрягает. Последний год, правда, лучше - из дома работаю, время остается, в смысле на commuting не трачу, но все равно. Еще я как-то незаметно оказался первым на help desk телефоне, а это меня вообще сильно напрягает, поскольку я интроверт по натуре. И жду я возможности не работать, как манны небесной.

      Удалить
    2. А у меня нет рутины, в ней я просто засыхаю. Именно поэтому стремлюсь найти такую работу, чтобы было интересно и с творческим подходом. Удавалось практически всегда, хотя и переезжала из страны в страну.
      Конечно и меня могут на пенсию отправить, не смотря на все мои желания. Тут уж будет зависеть от того, в каком положении компания, где я работаю. Но вроде пока все ОК

      Удалить
  2. Да, мне тоже такое письмо было в 2009 г. Тогда у нас портала гос.услуг ещё не было, по почте пришло. Пришлось ножками идти в пенсионный отдел, был какой-то вопрос с записью в трудовой книжке. Сейчас не ходят, переписываются. Я подробностей уже не помню.

    ОтветитьУдалить
  3. А я давно на пенсии, Андрей. ПО началу это были смешные деньги ия работала еще 10 лет, будучи на пенсии. Но пришла усталость от работы, особенно зимой в мороз. Хорошо что вы подали сразу на 3 пенсии, будет больше сумма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это стандарт в Канаде, просто пенсия состоит из 2-3 частей. Я собственно и уезжал уже в 50 с лишним лет с мыслью не голодать на пенсии, и не стоять раком в огороде, чтобы прокормиться. Вообще, канадцы начинают себе на пенсию откладывать с первой зарплаты, и считается нормой, когда пенсионер получает не меньше, чем работая. Тут ведь пенсионные накопительные деньги не исчезают в неизвестном направлении.

      Удалить

Солнечное затмение

  Иван с дочкой решили поглядеть абсолютно полное затмение 8 апреля и сняли чердак в Порт Дувре на оз. Эри. Ну там действительно все солнце ...