25 июня, 2015

Программизм как космология

virt
Я решил стать программистом во втором полугодии 7 класса. Это был, дай Бог памяти, 1970 год. Есть такой писатель – Братья Стугацкие, и есть у них книжка “Понедельник начинается в субботу”. Я с дошкольного возраста обожал фантастику, и давно перечитал все, что было в районной библиотеке. А как раз в том году “Понедельник” вышел в какой-то серии, как сейчас помню – серенькая такая книжка в матерчатой обложке. Открыл и понял, что ТАКОЙ фантастики я еще не читал. Короче, со второй страницы выяснилось, что главный герой Саша Привалов – программист, и с той минуты вопросов о будущей профессии передо мной не стояло. Было, правда, несколько неудобно отвечать на традиционный вопрос родственников и родительских друзей: “Андрюша, а кем ты будешь, когда вырастешь?” После моего ответа взрослые говорили: “А-а…” и на их лицах появлялось выражение “Уж кто-кто, а я то знаю про программистов все!” На самом деле, редко кто тогда знал даже про наличие ЭВМ, а уж что есть какие-то программисты, которые эти ЭВМ программируют (это, извините, куда?), ваще было неизвестно даже моему учителю математики. Боже, они все время врали, эти взрослые… Ну не знаешь – что в этом страшного? Я, кстати, именно тогда дал себе слово никогда не прикидываться всезнайкой перед своими будущими детьми.
Ну да ладно, оставим экскурсы в историю, не об этом хочу написать. Хотя, чем я старше становлюсь, тем как-то ярче и ярче вспоминаю свое детство, особенно подростковый возраст. И все мотивации, мои и окружающих,  сейчас совершенно отчетливо понятны с высоты жизненного опыта.
Вернемся, однако, к программизму. Конкретнее, к играм. Вы же видите, что прикладные задачи, типа считать финансовые сальдо-бульдо, рассчитывать прочностные характеристики многокилометровых мостов или траектории кометных зондов, делают 1% всех компьютеров в мире, и делают это между делом, левой ногой. А колоссальное количество фантастически мощных вычислительных ресурсов занимается чем? Правильно - обработкой фотографий, коммуникациями и ИГРАМИ.  Помнятся мне первые компьютерные игры – программисты писали что-то типа Тетрис, или как волк яйца корзиной ловит. Потом пошли пасьянсы. Но этот период диверсий против рабочего времени довольно быстро закончился. Прошло с тех пор несколько десятков лет, и на могучей элементной базе могучими методами программирования стали создаваться целые виртуальные вселенные. “В начале было слово”, то есть идея геймплея, которая вполне понятными манипуляциями превращается в алгоритм и строки кода, ну а дальше – “Да будет свет!” – и пилотный проект выкатывается на сервера для отладки и тестирования. “И увидел Программист, что это хорошо весьма” :)
И не оставляет меня мысль, что сами мы с вами, ребята, вместе со всеми нашими  атрибутами (планетой, мозгами, характером, физическими константами) были созданы неким Программистом именно как афигенная MMORPG*. Бхагават Гита** в одном месте рассуждает, что если Бог по определению совершенен и не нуждается ни в чем, то чем он может заниматься? Ему же не надо работать, или лечиться, или спать, или есть – это путь несовершенных созданий, которые развиваются и к стремятся к совершенствованию. А он совершенен. И Бхагават Гита отвечает: Бог может заниматься только одним - играть. А я добавляю: он играет в нас. А мы для него – виртуальный мир игры “Приключения Земли и её обитателей. Часть вторая. Суета после потопа”.
В некоторых играх есть режим “искуственного интеллекта”, то есть можно его включить для персонажа, и пока я либо на работе, либо сплю, персонаж будет что-то делать сам, исходя из ситуации и из того мизера процессорного времени, которое игра ему на это выделяет. Понятно, что делает он это не шатко и не валко, плоховато реагирует на изменение ситуации и все такое. А потом я сажусь за комп и перехватываю управление персом. И перс круто меняется – он активен, адекватно на все реагирует, его уровень быстро растет и он энергично идет к цели. Ничего не напоминает?  Мне напоминает, что иногда (к сожалению редко и на короткое время)  мной овладевает вдохновение свыше, я стряхиваю с себя сонное оцепенение, и тогда у меня в душе горит огонь, все получается, работа горит в руках и т.п. А есть некоторые люди, которые все время так живут, их имена мы все знаем – Александр Македонский, Моцарт, Тесла… Тот кто ими играл, редко отвлекался.
Вот, говорят еще, что для Бога мысль и акт действия равнозначны. Так ведь для того, кто управляет виртуальным миром, это так и есть. Уже и у нас почти так. То, что мне ещё приходится кликать на кнопку мыши, чтобы создать алмазный меч, означает только, что мышка пока всех более-менее устраивает, как манипулятор. Я думаю в ближайшие годы в виртуальном интерфейсе запросто может появиться манипуляция при помощи мысленного импульса. Физиологи давно знают, что непосредственно перед действием альфа-ритм мозга дает своеобразный всплеск, считать с датчика и отфильтровать его от шумов задача вполне элементарная и при нынешних технологиях, кто бы разработку финансировал.
В принципе, разуму должно быть все равно, реальные или виртуальные раздражители создают ему образ мира, в котором он живет. Мозг ведь не воспринимает мир непосредственно – что-то ему доносят уши, что-то глаза, что-то вестибулярный аппарат, то есть картина мира рисуется электрическими импульсами, идушими от периферийных устройств тела к интеллекту. Причем кошки видят мир черно-белым, собаки больше нюхают чем смотрят, а у рыб вообще есть “боковая линия”, и неизвестно что она им показывает. Страшно подумать, как воспринимает мир инфузория туфелька. Хорошо, вот мы надеваем на глаза и уши шлем виртуальной реальности, и вместо “реального мира” мы будем видеть и слышать (а в скором будущем подключим и другие чувства – закон Мура*** еще никто не отменял) виртуальный мир игры, которую мы к этому шлему подключили. И если у нас не болит отлёженная спина или мама не сдирает с нас шлем с целью нас накормить, то способов отличить виртуальность от реальности просто нет. Всего навсего электрические импульсы, помните? Я вот и без шлема иногда заигрываюсь в любимый Майнкрафт так, что все вокруг просто исчезает, и когда ко мне из внешнего мира кто-то обращается, мне надо несколько секунд, чтоб себя позиционировать хотя бы в  пространстве. А представьте, что в шлеме вы видите, что вы находитесь в красивом просторном доме на берегу моря, влажный ветерок овевает вас и от клумбы под окном пахнет ирисами. И какое вам тогда дело, что в реале вы сидите в углу захламленной маленькой комнаты, обои облезлые, да еще за окном зима. Понятно, в каком направлении будет развиваться все быстрее растущая человеческая популяция? Здравствуй, Матрица.
Самое интересное, что человеку изначально, биологически присуща потребность в единственном виде деятельности – в игре. Все остальное – работа, да вообще любая осмысленная и общественно-полезная деятельность – утомляет и воспринимается как насилие над личностью. А играть человек может бесконечно, даже забывая о сне и еде.
Сноски для некомпьютерных читателей:
*   MMORPG - Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (англ. Massively multiplayer online role-playing game,MMORPG). Игра в которую через интернет могут играть миллионы участников, для нее обычно разрабатывается хорошо сбалансированный виртуальный мир.
**  Бхагават Гита – отрывок из индийского эпоса Махабхарата, В ней бог Кришна объясняет царевичу Арджуне мироустройство и смысл жизни.  “Библия” кришнаитов.
*** Закон Мура - эмпирическое наблюдение, изначально сделанное Гордоном Муром, согласно которому (в современной формулировке) количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. Попросту говоря, каждые два года вычислительные мощности компьютеров удваиваются. И это далеко не шутки. Есть такое мнение, что научно-техническая революция после 20-го века остановилась, типа даже на Луну не летаем. На самом деле это чушь, сейчас происходит взрывное накопление возможностей связи и обработки любой информации, которые растерянное человечество еще не придумало как можно использовать. Но мы реально стоим на грани создания искуственного разума, или, к примеру,  управления каждым отдельным атомом в процессах. У человечества есть практически все фантастические технологии, но у нас пока нет материалов для их реализации. Мы знаем их свойства, но их в природе не существует. И вот когда мы научимся собирать эти материалы буквально по атому в промышленных количествах, тут сразу появятся и бытовой термояд, и космический лифт, и ионные двигатели для космоса, и вечные батарейки, и электромобили, и говядина из биореактора и т.п.

5 комментариев:

  1. Красивый подход к жизни.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне очень нравится теория про управление как в компьютерной игрушке. Но по аналогии можно сделать и обратную теорию. Скажем, есть такие игры, где компьютер сам проходит уровень, чтобы показать, как это нужно сделать (например, такое было в Супер Марио, или в аркадах). Это делается всегда быстро и легко. Потом за дело берётся пользователь, и игра идёт (конечно) похуже - реакция не та.
    Вот если предположить, что наобарот, когда кто-то нами играет - это то состояние, когда нет вдохновения, и ничего в руках не горит. А Моцарт, Тесла и пр. - это мы сами в то время, когда управление не берёт в руки какой-то там пользователь. Когда сам компьютер (мы) проходит все уровни без участия непосредственно пользователя.
    Как-то так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно и так предположить, однако я бы не стал. Мне кажется, естественное состояние человека - ну, по крайней мере меня :) - это лень, а все вдохновения накатывают свыше.

      Удалить
  3. Андрей, какой Вы всё-таки потрясающий, всеобъемлющий и не побоюсь этого слова умный!

    ОтветитьУдалить
  4. Потрясающий - согласен. Когда хожу, весь дом трясется.
    Всеобъемлющий... Гм... Ну да, вместительный я, 52 размер ношу, в дюймах который.
    Смущаюсь, краснею и шаркаю ножкой. Спасибо за комплимент.
    К слову, анекдот вспомнил советских времен. Про школьного сторожа, который был как две капли воды похож на Карла Маркса. Ему директор школы говорит: "Пахомыч, понимаешь, неудобно и политически неправильно - мы тут детей научному коммунизму учим, а Карл Маркс с похмелья, и выхлоп опять же... Ты давай бороду-то сбрей, не дискредитируй мировое революционное движение." Пахомыч отвечает: "Ну, положим, бороду-то я сбрею. А умище-то я куда дену?"

    ОтветитьУдалить

Где собаке место?

  Где собаке место? Ну конечно же именно там, где она максимально мешает дедушке заниматься делом.