20 января, 2005

Дети в школу собирались...


Одной из главных наших забот по приезду в Канаду было, естественно, ребеночка устроить в школу. Ребеночек - метр восемьдесят три ростом, 16 лет и полтора года одной из лучших в России физико-математических школ – СУНЦ при Уральском госуниверситете. Английский там тоже хорошо преподают. Но я никогда не слышал, как он разговаривает по английски. Он и так-то молчун, а когда мормоны к нам приходили – он совсем переставал разговаривать. Стеснялся.

Я сейчас попытаюсь описать по шагам сам процесс устраивания в Торонтовскую школу, может кому-то пригодится.

Шаг первый. Когда я искал квартиру, первым делом расспрашивал суперинтенданта, далеко ли школа и что за школа. Как правило, все говорили, что недалеко и что хорошая. А наш нынешний супер первый рассказал мне подробно про все окрестные школы, сказал, которая лучшая, что у него у самого сын в нее ходит. Видно было невооруженным глазом, что неравнодушный человек, потому что не ограничился общими словами, рассказал много деталей. Это и явилось одной из причин, что я запал на эту именно квартиру.

Шаг второй. Позвонили знакомым, те рассказали, как тут дети ходят в школу: про систему кредитов, про режим, про самостоятельную работу и т.п. И тоже посоветовали эту же школу. Ее название Mark Garneau Collegiate Institute. Это хай-скул, поэтому мудреное название. А Марк Гарно – это имя первого канадского космонавта.

Шаг третий. Взяли все бумаги (иммиграционные, табели из СУНЦ, справку о прививках) и пошли в школу. Нашли там офис, нас отправили в student service office. Там нам дали адрес и телефон центра тестирования. Поскольку школа высшая, в ней уже есть разделение на университетские, колледжные и рабочие классы. На тестирование надо записаться по телефону. Мы записались на понедельник следующей недели. В процессе разговора в офисе говорил естественно я, мама просто присутствовала, а Леха стоял рядом. Училка его спросила – а ты говоришь по английски? На что он к моему удивлению кивнул головой, и у них произошел в достаточно быстром темпе достаточно информативный диалог. Я с огромной радостью понял, что дитё мое все совершенно понимает, просто говорить стесняется. А тут с нами говорили очень доброжелательно, не торопили, не выражали нетерпения, очень приятное осталось впечатление. Про тесты: в этом центре должны протестировать его знание математики и английского, и написать заключение, в какой класс хай скул ему идти. Он отучился половину 10-го класса в России, а тут мы рассчитывали на 9-й, в крайнем случае на 10-й. (В Канаде 12-летняя система, и в хай скул идут далеко не все).

Шаг четвертый. Тесты. Приехали в тестинг центр – это школа, только часть ее функций – именно тестирование иммигрантских детей. Нас приняли тоже очень доброжелательно, записали, объяснили расписание: с 9 до 11-30 – тест по математике, потом час – перерыв на ланч, потом до трех – тестирование по английскому. Тестирование было всеобъемлющее. “Дети разных народов” сидели по три человека за круглыми столами и частично самостоятельно решали тесты, частично дискутировали с преподавателем, который ходил от стола к столу и вдумчиво общался. Задачки – от 1/2 + 1/3 до теоремы синусов и уравнений на плоскости (то есть начала аналитической геометрии). Наш Леха математик хороший, увлекся, перестал стесняться, пару раз убедил учителя, что его, Лехино, решение правильнее, на что тот на удивление положительно отреагировал. Результат – по математике рекомендован в 11-й университетский класс. С нами в это время побеседовали про Леху, потом нашлась в этом центре женщина по имени Славица (болгарка? сербка?), которая побеседовала с нами про нас всех уже на русском, надавала кучу полезных для новичков советов и телефонов. Я начинаю любить эту страну, честное слово. Еще нигде не встречался с таким вниманием к людям.

Потом, после окончания математики мы в китайском ресторанчике отобедали и пошли на английский. Вернее, Леха пошел на английский, а мы остались ждать там же в приемной. Смотрели на окружающих нас родителей. Кого только нет! Китайцы, арабы, индусы, курды, даже была белая пара, национальость которой я не определил по языку, на котором они между собой болтали. Я как-то, сам не знаю как, умею определять многие языки по звучанию. Я когда-то был музыкантом, и наверное музыкальный слух сказывается. Можете отличить испанский от португальского, шведский от немецкого или датского? Я могу. Из европейских языков я раньше не слышал только албанского, так что решил, что это именно албанцы и были.

Лехин тест по английскому состоял, как и следовало предполагать, из чтения текста и ответа на вопросы, из эссе и из живой беседы. За чтение и понимание на слух Леха получил оценку “B” (там оценки A, B, C, D – от хорошего к плохому), а за разговор и письмо - “С”. Результат тестирования – рекоменджован в 11-й университетский класс с ESL, то есть уроки английского у него будут специальные, а остальные – вместе со всеми. Это значит, в следующем году он закончит хай-скул и будет поступать в университет. По окончании теста с нами провели еще одну беседу, рассказали о школьных правилах (драться нельзя!), нам с мамой сказали, чтоб не давили на дитё – ему нужно немного свободы, а просто были всегда на его стороне, ему сказали чтоб не выёживался перед родителями, а старался понимать. Сказали что он красивый молодой человек и что мы с мамой скоро будем им гордиться, в общем, мы вышли оттуда все в комплиментах, а Леха сильно ободренный. Похоже, эта страна ему тоже уже нравится.

Шаг пятый. С результатами мы на следующий день опять в полном составе пошли в Mark Garneau C.I. Там заполнили штуки три анкеты, как мы с мамой, так и Леха, в десяти местах расписались, заплатили 10 долларов за студенческий документ с фотографией, 5 долларов за ключ от шкафчика (locker) и Лехе торжественно сказали: “You're in”. Занятия с 4 февраля, то есть с начала 2-го семестра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Где собаке место?

  Где собаке место? Ну конечно же именно там, где она максимально мешает дедушке заниматься делом.