04 ноября, 2009

Школа

hat
Начал было Ирине писать коммент про школу, однако у меня, как всегда, с лаконичностью проблемы. Так и переписываемся, она в своем блоге, я в своем.
Расскажу немного про школу в Торонто, которую наш Лешка заканчивал. Я раньше немного уже про нее писал. Удивлялся я много и долго. Перед приездом я слышал про канадское образование, и в основном слышал нехорошее. Что хорошо учат только языку и лояльности, что слабое преподавание, что годам к 15 только простые дроби начинают учить и все такое. Сразу скажу, я очень сильно изменил свое мнение. Я не сталкивался сам с младшими возрастами, Лешка приехал сразу в хай скул, про нее и пишу.
Канадские школы последней ступени называют институтами. Наша называется “Marc Garneau collegiate institute”, в честь первого канадского астронавта Марка Гарно. По счастью, я снял квартиру в десяти минутах ходьбы от нее. Ну, не то чтобы уж совсем случайно, я больше хорошую школу по приезду и искал. Квартиру-то везде можно снять, а вот хорошая школа по соседству не везде бывает.
Удивление первое.
Как выяснилось, наша школа имеет как бы три вида классов: университетские, колледжные и остальные (не помню как точно называются). Это даже не классы, а программы. Классов и групп, как таковых, в канадских хай скул нет, просто дети ходят по кабинетам по индивидуальному расписанию. Типа сбежались на урок – рзбежались после него. По приезду первым делом Лешку отправили на тестирование и по его результатам зачислили в 10-й университетский класс с ESL (English as a Second Language – то есть со специальной программой английского). А Лешка, надо сказать, был очень не слаб - успел пару лет поучиться в СУНЦ (люди из Москвы, Питера, Екатеринбурга и Новосибирска знают, что это такое – совершенно зверская физмат школа при минВУЗе, их всего четыре на Россию, в перечисленных университетских центрах. Там даже по русскому языку преподаватели с учеными степенями, не говоря уже о профильных предметах.). И вы думаете, ему легко было в Marc Garneau?  Ничуть даже. Чтобы претендовать на университет, нужно было взять, помимо прочего, несколько university preparation предметов, как например физика и матанализ. На матанализе, я помню, они такими интегралами оперировали, что я Олю звал на помощь, поскольку сам никогда особо силен не был и умею брать только табличные и поблизости. Я напоминаю – это просто школа, не универ. Сынуля мой аж подвывал иногда, до того трудно было:) Что любопытно, первое чему Лешку научили в первой же четверти – это слепой десятипальцевой печати. А поскольку математика и физика у него были профильные отдельные предметы, на пресловутых уроках “science” преподавали больше химию и биологию.
Удивление второе.
Несмотря на свой высокий рейтинг (считается одна из самых сильных школ в Онтарио. Есть еще одна, которая всегда конкурирует по рейту с Marc Garneau – традиционно еврейская школа где-то на Bathurst, в русско-еврейском районе), Marc Garneau школа офигенно цветная. Причем евреев в ней совсем мало, поскольку много мусульман, в основном иранцев и афганцев. Китайцев и корейцев почему-то тоже было немного. Ну, относительно немного. В абсолютном выражении их немного не бывает:) Русских и украинцев довольно много. Местных белых канадцев немного, но они вполне заметно присутствуют. Особенно меня умилял один Лешкин приятель – русский негритенок, сын русской мамы, такой был славный и застенчивый:)
Удивление третье
Одни из самых сильных физиков и математиков и лучших учеников – это иранцы. Они страшно обижаются, когда их называют арабами и гордятся своей светлой кожей и древней историей и культурой. Леха с уважением про них говорит: "Бошки у них соображают”
Удивление четвертое
Почти все афганцы в Marc Garneau без акцента говорят по-русски. Это дети беженцев от талибов – людей Кармаля и Наджибуллы, которые либо учились, либо жили в Советском союзе, либо работали и тесно общались с русскими в Афгане. Я не ожидал, что наши там такой след оставили. А про Афган рассказывают просто ужасы, например как талибы переловили и перестреляли многих студенток Кабульского университета и свалили в яму прямо в университетском дворе. Не положено правоверным мусульманкам учиться. Или как без паранджи на улице ловли женщин и убивали сразу. Так что не все мусульмане террористы, есть и жертвы террора. Но афганцы в школе периодически имели проблемы из-за поведения, больно горячие они ребята. Из Marc Garneau за любую драку исключали мгновенно.
Удивление пятое
Канадское образование гораздо больше заточено не на “знаю как” а на “умею сделать”. Практики больше, и больше требуют применения знаний на практике. Мне очень понравилась система самостоятельных проектов – ученик или группа должны раз в семестр приготовить и показать серьезную самостоятельную работу. Мой, например, с тремя другими по физике изготовлял электронные весы, условием было – не использовать ни один из известных методов измерения. Вот так, не меньше. Они придумали знаете что? На одно плечо рычага клали груз, на другом был электромагнит, и они подавали ток на другой конец и замеряли параметры в момент отрыва, а потом ими же написанная программа считала из этого поднятый вес. Мне конечно пришлось тоже руки приложить к механической части:) А годом раньше он делал робота, который умел различать и объезжать препятствия. Собрал тележку с моторчиком из детского конструктора, нацеплял видеокамер и процессоров с приводами из стандартных школьных запасов и че-то там где-то напрограммировал, я так  и не понял как. Только она не поехала  на демонстрации, механика подвела – колесо заклинило и отпало:)
В общем, я был сильно удивлен и очень сильно переменил свое мнение о канадских школах.

12 комментариев:

  1. Андрей, а вот и мой ответ про школы: http://asu-pm-ik.blogspot.com/2009/11/high-school.html

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный05 ноября, 2009

    Андрей, ваш сын приехал в Канаду, имея мощный background!!!
    Вопрос в том, создают ли его Северо- Американские школы?

    ОтветитьУдалить
  3. Американские учебники (text books) - очень интересные, в них много полезного, но очень перегружены деталями, на к-е и ориентированы все тесты. Однако каждая школа, колледж и университет вправе выбирать себе любой учебник, к-й им нравится. Далее существует система государственного тестирования по важным предметам, и это проходит через начальную и среднюю школу, когда штат проверяет, насколько хорошо детей выучили. По результатам тестов школам выделяются средства на разные дополнительные виды развития.
    В целом ситуация складывается с точностью до наоборот, и в регионах с бедным и проблематичным населением пока что школы, не смотря на позорные показатели, получают гигантские деньги, к-е щедро разбазариваются, не меняя никаких результатов. Там много детей вообще еле-еле читать выучиваются, не то что там строить электромагнитный измеритель с нетривиальным способом измерения. Как уж они там заканчивают школу - уж и не знаю.
    В местах скопления граждан, понимающих важность образования, все свалено на родителей. Там требования завышаются, и чтобы попасть в лучшие школы, все и вся должны много и долго заниматься с детьми дополнительно, постоянно делая упор на practicing, ибо в школе обычно несутся по программе, а примеров, задач и упражнений дают очень мало. Репетитор же нужен ребенку не только, чтобы об'яснил снова материал, а в основном, чтобы морально поддержал ребенка, к-й должен выучить тонны материала за ничтожное время и донести до экзаменов, не расплеская по дороге. Школьный учитель такой поддержки не поставляет - ему за это не платят, и он абстрагируется от этого на все 100%.
    Школы очень разные, учат где как. Однако умным и талантливым детям практически в каждом крупном городе есть возможность учиться в специальных школах for gifted kids. Постоянно подчеркивается, что колледж - это дорога к сытой, интересной и даже богатой жизни.
    Но вот интересный факт о том, что дети израильтян, проучившиеся тут по 3-6 лет, по возвращении в Израиль (многие родители приезжают сюда по рабочей визе и уезжают обратно) садят в класс на год младше. В Израиле акцент преподавания делают больше на меньшее к-во материала, но зато глубже его дают. там детей учителя должны любить, а иначе их выкинут с работы, вот поэтому детям легче показать более высокие оценки на экзаменах, и они дольше помнят выученный материал.
    В целом американцы на мой взгляд (те, с к-ми я сталкиваюсь по работе), образованы прекрасно в профессиональном аспекте, очень высокий процент людей имеет степень бакалавра, чуть меньше, степень мастера. Они очень хорошо выражают свои мысли вслух и письменно - косноязычия просто не существует, среди них много интерпренеров, и у них есть чему поучиться. Много людей с прекрасными идеями в электронике, software, бизнесе.
    Они не являются в своей массе знатоками литературы и искусства, просто они живут свою жизнь, заполненную своими событиями, получая эмоциональную подпитку от TV.
    Обычно те, кто родились в США, знают только один язык, английский, не смотря на то, что все учат иностранные языки в школе.
    В метро-регионе (штаты Нью Йорк, Нью Джерси и Коннектикут) без аттестата зрелости очень трудно найти работу. Даже в кассиры супермаркета надо аттестат. В компаниях секретарши - только со степенью бакалавра. Стучать вслепую на клавишах комьютера обучают в детсаду. Редкая семья не имеет компьютера дома, вся система обучения интенсивно использует интернет и массу програм для интерактивного обучения, финансированную государством.
    Выходцы из России очень гордятся своим образованием, я бы даже сказала, что просто кичатся. Однако далеко не всегда они могут своими знаниями прокормиться, даже теми, к-е здесь, казалось бы в большом ходу, ибо косность мышления и негативное отношение к другому миру не дают им взлететь, вися на шее тяжелым грузом.

    ОтветитьУдалить
  4. А я почему- то думала, что лучшие математики - это китайцы... Надо же...

    Немного "офф топик": приехала я как-то в Scarborough в мусульманский магазин (баранина, знаете ли, вкусная у них). Все тётки в парандже замотанные, все по тарабарски разговаривают. И тут из- за прилавка продавец на чисто русском языке говорит "привет" и спрашивает, что хотела купить. Я там чуть и не рухнула сразу :) Оказалось, что он афганец, а жил долгое время в Киеве. Во как бывает...

    ОтветитьУдалить
  5. Оффтопик приветствуется здесь:)
    Как интересно. Я тоже покупаю мясо в мусульманской лавке по соседству:) Баранины не мороженой в супермаркетах не найдешь. И, кстати, они говядину прекрасную продают дешевле чем в супермаркетах, и птицу тоже. Они меня уже братом называют, аж страшно становится:)

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, еще про китайцев и математику. Странно, но мой опыт как-то выпадает из общепринятого мнения. Они математики хорошие, да. Но кто с ними работал в программировании, знают, что у китайского программиста самые стертые клавиши - Ctrl+C и Ctrl+V. Получив задание на разработку, он прежде всего полезет гуглить похожие решения и будет скорее адаптировать готовое, чем писать сам. Мне вот, честно, намного легче свое придумать, чем адаптировать.
    Когда леха поступал в U of Waterloo , я был там на дне открытых дверей. Весь поток (китайцев примерно половина была) сначала сидел в одной большой аудитории, а потом разделились - теоретическая математика осталась, а Computer Sciences и прочие прикладники пошли в другую. так вот, китайцы остались почти все. Мой друг Василий живет в Канаде уже лет 12, он парень очень наблюдательный и философского такого склада. Он про китайцев говорит, что они страшные интраверты, и что для китайца идеальной работой будет сидеть и шлифовать алмаз например, месяц одну грань, месяц вторую и т.п.

    ОтветитьУдалить
  7. Андрей,а можно узнать адрес магазина или лавки мусульманской.

    ОтветитьУдалить
  8. Той в которую я хожу за мясом? Можно, отчего нет. Угол Montevideo и Cobbinshaw в Meadowvale. Только это наверное вам далековато будет:)

    ОтветитьУдалить
  9. А я хожу в мусульманский магазин под названием Iqbal foods на 2 Thorncliffe Park Drive. Надо будет и в "Ваш" заехать.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный29 января, 2012

    Вы же написали, что это одна из лучших канадских школ.

    Все мои знакомые просто плачут, вспоминая образование в России и сравнивая его с канадским.

    Я учился в коледже и в университете.Сказать, что образование ужасное-это ничего не сказать.

    То же самое про дошкольное образование. В России - горячие завтраки, обеды, полдники, постельки чистые,педагоги, музыкальные работники, а здесь- сухой паек родителей, спят детки на полу одетые и воспитывают из безграмотные "воспитатели". И стоит это удовольствие-1000 в месяц.
    Не видел ни одного родителя, который бы не ужасался "системой" образования в Канаде.

    ОтветитьУдалить
  11. Ну вот я первый значит буду.
    Я тут не сталкивался с проблемами маленьких детей, могу говорить только про high school, ну и немножко про University of Waterloo. Ничего ужасного я не встретил.

    ОтветитьУдалить