11 февраля, 2012

Лебединое озеро

image

Оля недавно справляла день рождения, и ей ребята подарили два билета на “Лебединое озеро”. Олечка у меня очень любит театры, балеты и прочие представления. А я не очень. По правде сказать, совсем не люблю. А еще честнее - терпеть не могу*.  Поэтому я сразу честно заявил, что я скорее застрелюсь из рогатки, чем на балет идти. Сами, говорю,  купили билеты - сами и отдувайтесь теперь (помните анекдот такой - “Вася, Вася, на твою тещу в зоопарке крокодил напал!” “А я тут причем? Сам напал, сам пусть и отдувается”). Хорошо, что ребята у нас взрослые. Посовещались они и свалили почетную функцию обладать вторым билетом и вывести маму в театр на самого из них молодого и безответного – на Лёшу, само собой. Лёша, в общем-то, и сам не прочь был поучаствовать, он у нас тоже не чужд прекрасного.

Это были гастроли труппы государственного театра балета России. Представляют прямо у нас в Миссиссаге, в “Центре живых искусств”. Миссисага у нас городишко маленький, даже миллиона населения в нем нет, зато у него нет долгов, а есть хорошие дороги, разные театры и бессменная 90-летняя бабушка мэр Хейзел Мак-Каллион, я про нее уже писал раньше.

Вы знаете, “Лебединое озеро” у меня как-то навсегда срослось в подсознании с “Товарищи, вы будете смеяться, но нас снова постигла тяжелая утрата”**, и с несколько более поздним ГКЧП. Так что, когда начинает играть это “та-а, табадабада-бада”, я несколько даже пугаюсь.

Лёха на следующий день долго махал конечностями, прыгал и стучал ногами одна об другую - показывал как танцевали балерины и балеруны. Говорит, особенно ему понравилось, что по либретто Зигфрид и Одетта должны были утопиться от несчастной любви в этом лебедином озере, а на спектакле Зигфрид поймал главного злодея и оторвал ему крыло, от чего тот и помер. Вот это по-нашему, это по-пацански! Россия явно встает с коленей и обретает национальную гордость!

Интересно, что балет давали под “фанеру”, оркестра не было.

Я еще все время путаю имена главных женских персонажей. Положительная – Одетта, по логике вещей отрицательная должна быть Раздетта, а она совсем даже Одиллия, почти Идиллия. А Зигфрид, интересно, это тот самый драконоборец из Эдды, который с валькириями и кольцом нибелунгов? Тогда новая концовка вполне закономерна. Если это он, он должен был еще там пару драконов покрошить в капусту. Кроме того, туда так и просится Зигфриду в помощь еще один персонаж – Ван Хельсинг, а то никакой романтики. Нет, все-таки “Лебединое озеро” требует некоторой доработки в свете современных вкусов.

-----------------------------------------------------------------------------------------

* Ну, это я в полемическом задоре, конечно. По-настоящему терпеть не могу драматический театр и оперетту почему-то. К балету равнодушен – уж во всяком случае вставать с дивана не буду. А вот в оперу я иногда с удовольствием ходил, но редко и с большим разбором. В Свердловске одно время был очень интересный оперный театр, когда там работали вместе А.Титель и Е.Бражник.

** “Товарищи, вы будете смеяться, но нас снова постигла тяжелая утрата” – для моих молодых читателей поясняю: это старый анекдот, якобы так говорили дикторы центрального телевидения при смерти очередного престарелого генсека. Их перемерло несколько штук за пару лет, начиная с 1982 года – Брежнев, Андропов, Черненко. О боже, какой же я старый! Я ж еще Хрущева захватил…

5 комментариев:

  1. То, что Оля с Алешей посещали, это не нормальное театральное/гастрольное выступление, здесь это относится к категории "худ. самодеятельности". В таких залах на американско-канадской периферии выставляется даже не второй, а исключительно запасной состав гастролирующей труппы, чаще всего студенты. У нас такой в 15 мин ходьбы от дома есть. Я сходила однажды на подобный спектакль, и сразу поняла, что это такое. Кстати у нас разница в цене билета в Метрополитэн театре балетный обычный спектакль АБТ и "гастрольный" Большой театр оперы и балета в Englewood-e: $125 - $25,
    Это перефирийные театральные маленькие залы, и там "гонят" все подряд для неискушенной публики, - например, чтобы туда ходили домохозяйки и водили девочек 5-7 лет, к-е занимаются в кружках балета :-)
    Насчет балета in general, трОгает он вашу душу или нет, и вообще об искусстве выражения чуств через body language - это, конечно оч. индивидуально.
    Вы вот любите читать, ну а если бы вы не ПРИВЫКЛИ к этому процессу с детства, то вряд ли бы ВДРУГ ни с того, ни с сего стали бы заядным читателем в 50.
    Так и с балетом. Для понимания языка танца и тонких ньюансов передачи эмоций необходимо определенная подготовка и желание воспринимать несколько абстрактные концепции искусства, это легко приходит в детстве, когда ребенка просто постоянно водят в театр, в том числе и на балет, но взрослому человеку нужно уже раз'яснение, что к чему, чтобы начать понимать и входить во вкус.
    У меня есть в списке блогов "Petra" http://m-petra.livejournal.com/ , и я оч. люблю читать ее посты, ибо она - великолепный рассказчик. Она по профессии - балетный концертмейстер, живет в Масачусетсе, у нее есть tag "Балэтное", - так просто из любопытства рекомендую почитать - такой живой и интереснейшей передачи ньюнсов профессии и танцовщика, и концертмейстера, и настоящего живого диалога с читателями, я не встречала раньше. Исключительное наслаждение.
    Вот почитайте из любопытства хотя бы один только пост, и м.б. ваш нейтралитет к балету испарится мгновенно :-) http://m-petra.livejournal.com/32376.html

    ОтветитьУдалить
  2. Ира, вы меня "самодеятельностью" прямо убили. Миссисаговский Living Arts Center - это один из крупнейших концертных залов Канады, нашли тоже периферию:) Миссисага это тот же Торонто, только лучше;) И труппа балетная была именно гос.театра балета России, молодой состав. Во всяком случае Ольга в восторге, очень ей понравился и уровень, и сам спектакль как сделан. Да и цена соответственная - $180 за один билетик, на Гергиева и то дешевле было. Нам ребята за месяц со скидкой покупали, и то почти по сотне билетик обошелся. Мой ироничный тон относится больше к моему субъективному восприятию балета как жанра. Кстати, читал я вашу Петру раньше, что-то не проникся. Мне люди искусства всегда были крайне чужды, а их интересы непонятны. Вас вот мне интересно читать, про crowd-sourcing и про ваши путешествия, а Петру я давно из своего списка вычеркнул.

    ОтветитьУдалить
  3. Андрей, ради бога, я ни в коем случае не собиралась обижать ваш гигантский конгломерат.
    Вы написали, что балет шел не под живой оркестр, а под записанную музыку, - от этого я и "отплясала".
    У нас огромнейшие города есть с огромными залами и прекрасными архитектурными проектами, однако это далеко не гарантирует профессионального уровня исполнения.
    В балете же "музыка-консерва" как раз и характеризует мгновенно уровень.
    А пост про Мисисагу - замечательный! Мне оч. понравился.
    Мне пока некогда сильно писать- оч. тяжелый период в жизни, но я читаю :-) Хотя бы в автобусе или в метро, обязательно. :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный17 февраля, 2012

    О, "Лебединое озеро" )) Главное, чтобы ценителям-зрителям нравилось). Наш первый с сестрой балет - в младшем школьном возрасте в Сочинском Зимнем театре - чьи-то гастроли летние, естественно. Вот - сделали акцент на Зигфриде - и я тут же вспомнила, что на нас самое большое впечатление произвел даже не столько сам балет, сколько Зигфрид, выходящий из сосисочной - через пару дней)). Так и смотрели ему вслед )). Представляете - сходили дети на сказку, а тут принц - выходит из сосисочной!))
    Полина

    ОтветитьУдалить
  5. А-ха-ха! Бедные дети! Вот так и разбиваются вдребезги идеалы:)))) У нас в семье есть поговорка по этому поводу: "Принцессы не пукают!"

    ОтветитьУдалить