04 января, 2012

Как полюбить свою работу?

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха – вот это самое что в заголовке написано, введя меня в ступор. Со вчерашнего вечера все думаю, думаю…

Подоплека вопроса ясна – парень поработал полгода и выяснил на собственной шкуре, что наша программистская профессия это не только ценный мех изящные игры изощренного ума, но и каждодневная рутина – вставай спозаранку, езжай в офис и 8 часов там упирайся рогом, а еще бывают заплывы на всю ночь, потому что релизы, ошибки лезут, сроки поджимают – ну вы понимаете о чем я. И конца этому не видно… Нам с Лехой ( а так же Ваней и Олей) грех жаловаться на профессию, она поинтереснее очень многих, но вот знаете какая аналогия приходит на ум? Я обожаю борщи, которые варит моя любимая Олечка. И вот, к примеру, поддавшись моим уговорам, она в воскресеье варит здоровенную кастрюлю, да с мозговыми косточками… Я наливаю рюмочку, кладу в борщ ложку сметаны, сыплю перец, беру кусок ржаного хлеба и наслаждаюсь от души. В понедельник тоже. Во вторник. Э-э… в среду. Блин… В четверг, да провались он этот борщ уже! В пятницу выливаю остатки в унитаз, не могу больше! То же самое с работой. Да какая б она ни была интересная, одна мысль, что ты обязан каждый день ее делать с 9 до 5 всю сознательную жизнь, бесит.

Конечно, можно посоветовать парню поискать что-нибудь более вольное – фриланс, картины рисовать или вообще пойти в бременские музыканты. Только ведь это один из тысячи добивается успеха таким образом, остальные вольные художники с хлеба на квас перебиваются. А постоянная работа в Канаде – это постоянный немаленький доход, который собственно и означает хороший уровень жизни, дом, машину, путешествия и все что принято считать нормальной жизнью на Западе. Ну и что, что противно? Расслабься и получай удовольствие…

Единственное что я ему смог сформулировать – отделить работу от остальной жизни. Брать ее как данность. Ты же не можешь отменить зиму? Или дождь в выходные? Зато можно и нужно попытаться убрать весь негатив из частной жизни. Примерно так:

Тяжело тебе работается?

- Ты не выспался (приучай себя оставлять не менее 8 часов на сон),

- На тебе висят всякие запущенные неприятные дела – к дантисту давно пора, например (составь список таких дел и избавляйся от них планомерно, начиная с самых неприятных),

- Тебя раздражает окружающее (измени свой взгляд на мир, акцентируйся на хорошем, игнорируй плохое)

Пару слов о последнем. Я в свое время много контачил с мормонами, когда учил английский, и они учили меня молиться так: “Мой дорогой небесный отец! Спасибо тебе за … (начинаешь перечислять, что в твоей жизни есть хорошего)” А потом уже просьбы. И когда начинаешь перечислять, за что спасибо-то, тут и понимаешь, какое есть у тебя огромное количество прекрасных вещей в твоей жизни, но ты не замечаешь их, думаешь что так и надо… А вот чуть что не так, так и на весь мир сразу обидишься. Очень хорошо такая молитва приучает к позитивному образу мыслей.

Речь идет не о том, как прожить не работая. Парень работать умеет, только вот странный он - хочет от работы получать удовольствие.

То, что я написал выше - это мой нескладный ответ на Лешкин глобальный вопрос.

А вы что бы посоветовали?

25 комментариев:

  1. Возможно дело не в работе, а конкретной конторе? Ставятся неинтересные задачи, результаты труда не ценятся и т.п. В этом случае посоветовал бы сменить компанию, не исключено, что на какой-нибудь стартап ибо там и задачи поинтереснее и бенефиты есть вкусные, но есть и минус - стартап может не взлететь ;)

    ОтветитьУдалить
  2. всё правиьно сказал. стареем, умнеем, а он просто он молодой горячий.

    ОтветитьУдалить
  3. На счет того, как убедить человека любить неинтересную работу, приводя ему всевозможные логически разумные аспекты результатов работания на той самой работе: я думаю, что это сработает примерно также как и попытка сохранить семью, в к-й один из партнеров потерял страсть. Нет любви - семьи тоже нет, если нет, к примеру чего-то другого, что ее держит, например, финансовая зависимость одного от другого, моральные обязательства перед детьми, обществом и проч.
    Пару лет назад попалась мне статья с результатами психологического исследования, почему молодые мужчины, да и женщины тоже стали нынче интенсивно погибать или калечиться в результате в каких-то авантюрных и абсолютно бессмысленных путешествиях, исключительно глупых и просто повседневных нелогичных действий.
    Резюмировалась она т.о., что современные родители подсознательно и намного более интенсивно, чем скажем 50 лет тому назад, защищают своих детей от всевозможных негативных эмоциональных бурь и трагедий, любой ценой. Создают им тепличные условия для жизни и развития, и единственная область, где подрастающее поколение может самовыразиться - это учеба.
    Молодому человеку, выросшему в дефиците внешних стрессов становится скучно, и он не может ни возбудиться ни возлюбить что-либо, это распространяется на все аспекты жизни, включая и способ добычи себе на пропитание-жилье и на поиск партнера для сексуальных утех и формирования семьи.
    У многих молодых людей это не проявляется так ярко, как рисковать собой по глупости, чтобы пережить остроту эмоций, а просто им везде скучно. У них как бы нет стимула ни учиться, ни работать, ни чего другого.
    Так что, я, Андрей, пас. Понимаю, что ситуация у вас не из легких, но помочь чем-то, даже не знаю как.
    Единственный встрях, на мой взгляд,- это дать сыну "перейти на собственные харчи, по полной программе", это, кстати то, что в США и рапространено: дети должны жить сами по себе с момента окончания школы. Далеко не все и не всегда живут "с перезанной пуповиной", т.е. без помощи родителей, но все же это пуститься вплавь на свой страх и риск по большому счету.
    В конце срабатывает эффект из серии "Что не имеем, не жалеем, потерявши - плачем". И начинают appreciate a good paid job as well...
    Но родителям решиться на это тяжело.

    ОтветитьУдалить
  4. Допустила ошибку во фразе: "Что НЕ имеем, не жалеем, потерявши -
    плачем"
    Надо было: "Что имеем, не жалеем, потерявши - плачем"

    ОтветитьУдалить
  5. Ира, вы о чем? Речь-то не о том, что парень работу бросает - наоборот старается вовсю. Просто спрашивает, как бы вот полюбить не только зарплату, но и работу...

    alp, я слышал о конторах где стараются не только дать результат, но и организовать процесс, но за свою долгую биографию не встречал. Любые методологии через короткое время разбиваются о "давай-давай".

    Стас, где-то ж он прав, а? Где-то ж пашут счастливые мужики, для которых работа является их страстью? Мы не умнеем, мы приспосабливаемся...

    ОтветитьУдалить
  6. Я бы знаете еще что добавил? Самосовершенствование. Человек в своей деятельности получает удовольствие, только когда идет вперед - в должности, в зарплате, в квалификации... Можно ведь просто сделать, а можно сделать красиво и получить от этого удовольствие. А будешь все делать красиво, так пожалуй и повысят.... Как раз до уровня твоей некомпетентности:)

    ОтветитьУдалить
  7. У меня есть друг из IT, который пашет и счастлив от работы. Работает, кстати, в Екатеринбурге. Он создал свою компанию. Так что выход есть, но рискованный. Самому возглавить то, чем занимаешься.
    Мне чуть проше, я работаю в симбиозе. Лучше идут проекты, которые мне нравятся, а проекты, которые лучше идут, начинают продвигать. Так, эволюционно, можно и доплыть до нужной цели.
    А рутину я сам ненавижу. Сидел как-то на должности менеджера по продажам в большой международной компании, где все уже рассчитано, что и как делать. Больше такой работы не хочу.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный08 января, 2012

    А мне борщь не надоедает. А чтобы вылить его- ты вааще пацан

    ОтветитьУдалить
  9. И это еще хорошо, если с 9 до 5 и с двумя выходными... В Индии зачастую с 9 до 9, суббота рабочая.

    Я по своей сути вообще не переношу работу, к-я предполагает очень короткий отпуск и требует постоянного присутствия.

    Тут вопрос следующий. А нужно ли обязательно любить работу? Конечно, если работа отнимает две трети жизни, то реализоваться в каких-то других сферах не представляется возможным. Но мне кажется, что тут все по треугольнику Маслоу - если удовлетворены базовые потребности в безопасности, еде и т.д., то возникает потребность в самоактуализации. А если стоит задача семью прокормить, то о высоком думать не очень-то приходиться. Т.е. это я к тому, чо проблема ваша, на самом дела, из разряда положительных. Раз человек хочет любить свою работу (а не просто готов ухватиться за любую возможность, лишь бы выжить), значит у него все пучком. В семье часто бывает так: один работает на работе, к-я пусть и не очень интересная, но обеспечивает доход, и тем самым дает другому возможность творческого поиска. Пусть его пока греет мысль, что 1) работа ЕСТЬ - а это само по себе уже немало! 2) есть стабильный доход, к-й позволяет в свободное время думать о чем-то другом, а не о том, как бы где-то раздобыть дополнительный заработок.
    А любовь... любовь обязательно придет. Она даже в arrange marriages приходит!

    Удачи вам и вашему семейству и пусть ваши дилеммы будут только такого характера.

    ОтветитьУдалить
  10. А у него хобби есть? В карьерном консультировании есть такой принцип: сделайте из хобби профессию и будьте счастливы. Вы кораблики собираете в бутылке? Научитесь их продавать. Да вы что, не буду я получать деньги за любимое дело, это ж как Родину продавать! Странные мы...

    ОтветитьУдалить
  11. Сергей, мысль хорошая, но в данном случае на данном этапе я бы не советовала этим заниматься. Человек в новой стране, в новой ситуации - нужно время, чтобы научиться там грамотно продавать кораблики в бутылках.

    ОтветитьУдалить
  12. Таня, какая новая страна? Семь лет уже исполнилось как мы тут живем.

    Сергей, хобби у него есть, но оно меня пугает, пусть уж лучше работой время занимает

    ОтветитьУдалить
  13. Значит, не новая страна, а новая ситуация. Полгода - это совсем ничего.

    ОтветитьУдалить
  14. Таня, вы меня прямо озадачили с этим Маслоувым. Выходит, энергия и целенаправленность всего лишь поведенческий паттерн выживания? И дитя благополучной семьи обречено на ленивое травоядное существование? Выходит, что получить сильную мотивацию можно только через активное отрицание текущих ценностей?

    ОтветитьУдалить
  15. Ой, а как это вы из треугольнику МАслоу пришли к таким выводам?
    Я просто говорю о том, что сама потребность в само актуализации, а в данном случае желание не просто иметь работу, а еще и испытывать положительные эмоции - это "хорошая" проблема.

    ОтветитьУдалить
  16. Тут ведь такая штука: бурные позитивные эмоции мужчина даже к женщине не может постоянно испытывать, поэтому абсолютно нормально "ровно" относиться к работе и "в поте лица" добывать хлеб. Работа, к- я приносит перманентное удовольствие - бонус.

    Посоветуйте ему hang in there.

    ОтветитьУдалить
  17. Андрей, я по возрасту, думаю, вхожу в возрастную группу, к которой принадлежит Лёша. И хочу вставить свои пять копеек по вашей теме. Тема ОЧЕНЬ для меня наболевшая, поскольку привела меня к размолвке с родителями.
    3 года назад, только приехав в Канаду, я начинала работать в малюсенькой фирме программистом за смешные деньги. Через год (поднакопив канадский опыт) я устроилась работать на ОЧЕНЬ хорошо оплачиваемую должность (бенефиты, отпуск, все дела). Компания была большая и известная, занимала 3 этажа одного из небоскрёбов даунтауна, вид у меня из окна был шикарный... Смотришь прямо - озеро. Смотришь влево - CN Tower. В холодильнике - бесплатные салаты и drinks, обед за счёт компании... Моего счастья и запала хватило ровно на месяц работы. Даже оплата меня не радовала. Из плюсов работы были: та самая пресловутая большая зарплата, и возможность поставить в резюме крупную компанию и красивую должность. Из минусов: страшно долго добираться (на машине - хайвеи стоят в час пик, на TTC - автобусы полные, метро периодически встаёт), скучные задания (кстати, профиль компании и не предполагал неинтересные задания и в дальнейшем), мои предложения по улучшению программ рассматривались оооочень долго, делание двойной работы (сначала давайте сделаем первый вариант, посмотрим как работает, потом второй вариант - посмотрим как работает... хотя лично мне сразу понятно, что первый вариант - нерабочий). Вот это делание двойной работы убивало больше всего. У меня стоит другое важное задание, а я вынуждена делать этот самый заведомо обречённый на провал вариант... Мои коллеги называли этот процесс "работать на туалет".
    Кстати, получалось так, что приходя домой после трудового дня, у меня не было сил даже куда-нибудь выйти, чтоб потратить эту самую большую зарплату. Она так и скапливалась у меня на банковском счёте... Бенефиты я не тратила, бо вроде как молодая и здоровенькая - не на что. В отпуск - 2 недели - я сходила, даже слегка отдохнула, занялась своими хобби, почитала книжки... Вышла с отпуска, и как представила себе, что следующий раз я отдохну только через год - мне стало реально плохо.
    Короче, приняла я решение доработать этот год - и уйти из фирмы. Попробовать себя в фрилансе. На раскрутку сама себе дала полгода - благо, те самые деньги, которые нет сил тратить, позволяли.
    Вы даже не представляете себе, что началось. Мама с папой хором вопили о том, какую я ошибку совершаю (какая фирма! какая зарплата!), друзья крутили пальцем у виска, старшие друзья пророчили, что я заболею - а вот бенефитов уже не будет, и я буду локти кусать, коллеги по работе рисовали страшные картины кризиса в IT и смерть фриланса. Но я всё-таки ушла. И знаете - ни капли не жалею. Мне даже не пришлось воспользоваться накопленными за время работы в фирме деньгами. Я действительно нашла себя во фрилансе, у меня есть время на собственный проект, который, я надеюсь, будет приносить мне постоянный доход (да-да, тот самый стартап), я сама составляю для себя график, и могу не тратить время и нервы на поездки в даунтаун, а работать дома или (как вот в Новогодние праздники) на St. Martin, - интернет там есть. Что меня особенно радует, это то, что теперь я могу нормально работать на тех технологиях (в том числе и новых), которые мне нравятся, а не тех, которые установили 10 лет назад и не меняют потому что "а вдруг перестанет работать". Короче, могу двигаться в ногу со временем и прогрессом не только в теоретическом, но и практическом смысле.

    Немного о соотношении: по часам стараюсь работать 8 часов в день, но в намного более высоком темпе. Правда, этого не замечаю, работать-то комфортнее. По деньгам - несущественно меньше (на 200 долларов, например, в декабре - после вычета налогов).

    ОтветитьУдалить
  18. Теперь что я хочу сказать Лёше и вам, Андрей.
    1) Наличие высокооплачиваемой работы не гарантирует счастья и возможности дальнейшего профессионального роста. И блага, которые даёт эта зарплата, не всегда в радость (я чисто из своего опыта...)
    2) Если не устраивает работа и позволяют финансы - важно пробовать себя в другом месте. Будь это другая компания или фриланс. И это надо делать, пока молодой, потому что потом такой возможности может и не быть. Дальше может быть мортгидж, семья, дети - а с этим уже не полавируешь и не поищешь себя.
    3) Я бы именно для Лёши порекомендовала пока не идти на permanent position, а брать небольшие контракты (если его вид деятельности позволяет) - на месяц, например. Это даст ему возможность поработать в разных конторах, с разными людьми, а потом сесть себе спокойно и пранализировать, что ему не нравится в работе - компания, коллеги, проекты... И наоборот - выявить, что нравится.

    PS: Меня родители пугали, тем же самым - что один из тысячи может чего-то достичь во фрилансе. Я всё думала - это от коллективного негативного опыта (своего и друзей)+анализ рынка, или от неверия в силы собственного ребёнка? Андрей, я ваша постоянная читательница, и, как мне кажется, вот кому-кому, а вам вообще волноваться по поводу Лёши не стоит. Я бы насторожилась наоборот, что его мозги работают на какую-то контору с 9 до 5, а не на него самого.

    Вроде всё, sorry за длинный пост...

    ОтветитьУдалить
  19. Аня, не sorry, а наоборот спасибо за длинный пост. Мне действительно хочется сыну помочь, мои ровесники и я все преломляем через свой опыт, а вы уже совсем другие и неудивительно. Моя задача спокойно досидеть до пенсии, поэтому я бы тоже наверное на вас орал, будь я вашим папой. Хотя нет, вру - не орал бы:) Я никогда не считал что моя точка зрения единственная правильная, и сам серьезно подумывал насчет фриланса, жаль что старый и куражу уже не хватает. Сейчас Лешке перешлю ваш пост.

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный12 января, 2012

    А вот мне буквально совсем недавно попалось мнение, которое практически совпадает с моим : http://vika-pekarskaya.livejournal.com/44705.html
    Работа не должна быть любимой и т.п. - достаточно, чтобы она комфортно вписывалась в ту жизнь, которая вам больше по душе (вписывалась по зарабатываемым деньгам и затратам времени и сил). И да - у меня тоже была работа, которая позволяла заработать прилично, но не оставляла времени, чтобы потратить заработанное - вечером пришел домой - укусил что-то - в душ и спать, а утром выпил кофе - и помчал на работу. Не пожелаю такого никому. При этом работа была достаточно любимой и интересной. Но жить - для того, чтобы работать - не мой вариант. Работать, чтобы жить - достаточно. Главный посыл по ссылке - работа не должна заменять жизнь, не должна заменять хобби, общение и т.п. И, как ни удивительно, - не должна быть любимой )) Я согласна с этим.
    Полина

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный12 января, 2012

    Любимая, не любимая. Белое, чёрное. Но, как мне кажется, есть градация и внутри "не любимая". Её фрагменты могут быть в разряде "любимых". Вопрос корпоративной культуры тоже имеет место быть. На Западе градации её более разнообразны. У нас, в постсоветском пространстве, однообразие внутрифирменных культур более распространено. Также большой якорь — никуда не уедешь из городка.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо Поля. Интересный пост, очень практичный подход и категоричное изложение. "Работа - это вынужденная необходимость, обмен времени и знаний/умений/навыков на деньги". Изложено логично, трудно оспорить, однако что-то мне в этом подходе не нравится, даже не могу объяснить. Я, наверное, неисправимый идеалист, выросший на "Понедельнике", который начинается в субботу, а там народ с новогодней вечеринки сбегал обратно в НИИ, потому что интересно. Хотя, моя работа наверное как раз и есть именно такая седловая точка, где минимум неудобств, приемлемая зарплата и нежелание зря суетиться лишний раз.

    ОтветитьУдалить
  23. Анониму:
    Вы правы, черное и белое в чистом виде редко встречаются. Самое трудное это определить что вот это серенькое - оно больше беленькое или больше черненькое?
    А у маленьких городков проблемой всегда была узость выбора вариантов. Но вы знаете, есть разные типы людей. Для одних проблемой является отсутствие выбора, для других - его наличие.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный12 января, 2012

    Получать достаточный доход от любимого занятия -- это то, к чему в идеале надо обязательно стремиться. Особенно молодым. Особенно, когда есть финансовая поддержка родителей. Если молодой парень не любит свою работу, то надо искать себя. Перебирать варианты, пробовать, искать, ошибаться, опять пробовать. Да, возможно он потеряет в деньгах, возможно приобретет, но зато это будет жизнь. Жизнь настоящая и яркая. Со страстью :) Люди, у которых уже семьи, дети, мортгидж и ответственность не всегда могут себе это позволить. Он может. Пусть пробует и идет вперед. Даже если что-то не получится, то это будет богатый жизненный опыт и безусловно поможет в будущем. Вы как его отец обязательно должны его в этом поддерживать. Не настаивать, но поддерживать. А опыт в IT он всегда успеет наработать и заработать на этом, если голова есть на плечах. Он молодой.
    Пробовать полюбить свою профессию надо тогда, когда рисковать крайне тяжело и неразумно. Это не его случай. У него уже есть ремесло и профессия и без дохода он не останется в Канаде, есть родители, которые поддерживают. Пусть пробует и ищет себя. У него вполне может быть несколько профессий, может свое дело. Раз он задает себе такой вопрос, это не обязательно означает, что он избегает работы. Вполне возможно, что его потенциал не ограничен рамками той работы, которой он занимается.

    Светлана

    ОтветитьУдалить
  25. Светлана, я надеюсь Леха это внимательно читает и вырабатывает в себе мотивацию:)

    ОтветитьУдалить

Убился маленький

  Сижу сегодня в кресле у окна с книжкой, слышу в стекло БУММ! Думаю, сын что ли в окно что-то кинул, зовёт на балкон? На балконе никого нет...