18 июня, 2009

Как экономить время и деньги в Америке

melting_clock
Предполагался комментерий к посту Ирины Кац: http://asu-pm-ik.blogspot.com/2009/06/blog-post_366.html, который в свою очередь инспирирован чудесным блогом Тани из Индии. Такая богатая тема, что мой спич в коммент явно не помещается, только в отдельный пост:)
Ира затронула очень живую тему: вот мы с ней программисты, люди информационных технологий, живем в 21 веке в высокотехнологичных странах и городах, дома набиты электроникой и бытовой техникой, развитый транспорт, личные машины – вроде избавлены от всяческих бытовых забот (ну, кроме тех что нам самим нравится себя загружать, как мне готовить всякие вкусности), а времени больше не стало, чем в прошлом веке. Наоборот, у многих из нас его стало меньше.
У меня лично его стало больше, с того момента как я прижился в Канаде. Поначалу действительно было меньше, а сейчас стало больше. И я даже знаю почему – потому что я целенаправленно эту проблему анализировал, вырабатывал себе правила поведения и железно их придерживаюсь. Соблюдение правил помогает сохранять не только массу времени, но и деньги, поскольку эти два понятия в Америке тесно взаимосвязаны.
Жить в стране свободного рынка и иметь приличный доход – значит быть объектом перманентной атаки тех, кто хочет твоих денег. Вот из этой основной мысли и надо исходить. Поскольку мои интересы прямо противоположны, то есть я хочу моими деньгами распоряжаться сам, без всякого давления, то как в любой войне, я просто обязан выработать стратегию обороны и контратаки. Специфика такова, что американский бизнес съел собаку (вернее, миллион собак), оттачивая способы законного отъема денег у конкретного меня, поэтому к вопросу надо подойти серьезно. Агентов учат, как завладеть вниманием клиента, как манипулировать течением разговора, как даже грубость клиента обратить себе на пользу и продать, продать, продать что-то, неважно что.
Начнем с денег. Экономия денег автоматически экономит время.
Первое – я всегда помню, что любой контакт не по моей инициативе в 99% процентах случаев имеет целью отнять мои деньги. Поэтому иду на контакт уже морально вооруженный. Агенту под дверью говорю “THANK YOU, NO” и захлопываю дверь у него под носом. На звонок по телефону,  услышав “Hi, my name is … from …, I’m talking in behalf of …”, говорю волшебную фразу “DO NOT CALL ME ANYMORE” и кладу трубку.  Если отговориться типа “я занят”, обязательно перезвонят еще, и будут перезванивать пока не скажешь “волшебную фразу”. Я раньше был вежливый. Но они гады так умеют поворачивать разговор, что тратишь массу времени, объясняя что ты не хочешь купить у них страховку, подписку, новый план,  новый сотовый телефон и т.д и т.п (нужное подчеркнуть). И ведь на каждый поворот сюжета у них найдется еще миллион слов, чтоб только я не бросил трубку.
Второе – я никогда не говорю агенту “ok” по телефону. Выхваченное из контекста разговора, это слово способно стать основанием для сделки продажи или заключения контракта, по которому ты будешь года три платить. При продаже по телефону подпись не обязательна. Потом доказывай, что ты совсем не это имел в виду, опять же тратя время. Совершенно должно быть исключено давать свой адрес, телефон, номер  социального страхования и особенно номер кредитки. То есть я никогда не заполняю форм принесенных door to door агентом и, естественно, ничего не подписываю. Было одно исключение: я хотел поменять водогрей в доме на новый, более экономичный, а агент сам пришел и предложил именно это и именно когда я уже собирался звонить сам. Так все равно я пожалел, что купился. Поскольку акция была массовая, нам не прислали всех деталей перевода оплаты, поэтому я два месяца платил двойной  рент, звонил для разборок, тратил время, нервничал. Потом, правда, вернули всю переплату чеком.
Резюме – все сделки и покупки надо заключать исключительно по своей собственной инициативе. Никаких исключений!
Теперь перейдем чисто к поведенческим правилам, которые лично мне сильно экономят время.
Шоппинг (для дам, как я понимаю, эти правила абсолютно неприменимы):
Идти в магазин за конкретной покупкой, точно, а не приблизительно представляя что надо купить.
Не объезжать несколько магазинов, ища то же самое, но на $10 подешевле. Бензин дороже обойдется, да кучу времени убьешь. Взял первое, что подошло и поехал домой.
Не ходить в гастроном голодным. Не западать на красивые обертки, где вместо прозрачного пакета, показывающего содержимое, его (содержимого) красивая фотография. Реальность всегда суровее фотки:)
Не покупать в интернете крупные и дорогие вещи. Сто пудов, такой комп как вы хотите, можно купить в ближайшем Canada Computers, а телевизор в Walmart, куда езды 15 минут. А то пока доставят, пока разберетесь почему не то доставили… А вот книги-диски и все, что надо рыть и искать, лучше рыть и искать в инете, и пусть они вам пакуют, доставляют и т.п.
Не покупать ничего в малоизвестных и особенно в русских интернет магазинах. У меня самого однажды номер кредитки стырили и потратили 500+500, потом пятьсот баксов выцарапывал назад три месяца. А другие пятьсот вернули сразу, поскольку еще транзакция не прошла. Вообще, надо ежедневно контролировать свои транзакции на банковском сайте, именно поэтому. Отменить транзакцию легче двухчасовой чем двухнедельной давности.
Телевизор
Телевизор не смотреть!!! Совсем! У, ненавижу этот ящик со жвачкой!
Стирка
Как вы понимаете, стирка с автоматической машиной не проблема. Проблема - глажка. Я просто перестал покупать одежду, которую надо гладить. Трикотаж с синтетической нитью рулит! Джинса тоже рулит. Под пиджаком ношу поло, про рубашки с галстуками уже забыл. А брюки (к сожалению, в офис нельзя все время в джинсах, только по пятницам) аккуратно складываю по стрелкам и на перекладину, за ночь успевают отвисеться.
Кухня
Готовить в Канаде легко и приятно. Вполне можно так подобрать продукты и меню, чтобы обед был готов за полчаса, а то и за десять минут. Блендер, миксер, хорошие острые ножи, can-opener и хорошая картофелечистка серьезно экономят время. Побольше молочных продуктов, овощей и фруктов – их можно есть сырыми. Оля у меня иногда с вечера варит мясо на пару дней, потом из бульона сварить свежий суп, а к мясу приготовить гарнир – дело пары минут.
Машина
Единственное правило – иметь ее исправной, не запускать, чинить мелкие поломки немедленно. Тогда она не отменит вам выходной или не встанет на хайвее за 20 миль от дома.
Компьютер
Делать обновления, антивирус иметь – это поможет не остаться у разбитого корыта посли атаки вируса. Я еще самые важные файлы храню в онлайне, в инете полно хостов, которые предлагают эту услугу. Но вообще-то комп, конечно, это убийца свободного времени №1. И ничего с этим не поделаешь, господа ITшники, все мы больные на голову маньяки, сидим на компутерной игле и счастливы этим.
Телефон
Вот этого я совсем не понимаю, как можно трепаться часами? Ну сказал что хотел, и до свидания. Думал, это чисто женская фича, но послушал как индусы треплются – мама моя, просто тихий ужас. Вроде мужики мужиками, но могут часами без перерыва…
Вот такой вот личный   опыт. “Папа знает, папа пожил, стих на музыку положил…” Самое главное здесь в Канаде – экономия нервов. Нет вот этих хождений по инстанциям, собираний подписей по поводу и без повода, стояний в очередях и тому подобное. Того, что превращает человека в… ну не знаю во что. Я как-то работал в здании районной администрации в Екбурге, и вышло постановление – выдать ветеранам труда, кто во время войны работал, какой-то памятный знак. Ни прибавки к пенсии он не давал, ничего – так, железячка красивая. Так ветераны занимали очередь с ночи и бились костылями с  криками “вас здесь не стояло!” . Грустно, господа.

8 комментариев:

  1. Автор, пишите еще!
    Я просто обожаю такие вещи - когда взрослый человек суммирует свой жизненный опыт и оформляет это в таком виде. We want more!!!

    ОтветитьУдалить
  2. 5+!
    И не в интернете в конце концов дело. :)
    Не фанат я посты писать: при моей многословности и излишней дотошности получается как-то слишком. Так что попробую комментом обойтись. Кстати - один из способов тоже экономии времени. Я заметила, что когда вела ЖЖ(теперь это называют блогами) постоянно, то это действительно была экономия - за счёт потока. Причём экономия ещё и на времени написания эл.писем. А ежели наскоками - как получается сейчас, то капитальные посты как-то затратнее получаются :)

    Так вот, получается, что вопрос-то ширьше ;) и по-большому счёту касается не пресловутого интернета в частности, а новых технологий, или даже любых новшеств в нашей жизни. А это, как любой инструмент, вспомогательная, а не определяющая вещь для человека разумного. Вот и получается, что один индивидуум в прошлом веке газетки со сплетнями читал, а в этом - то же самое делает посредством интернета. А другой и тогда не читал и сейчас на это времени не тратит.
    Ну в общем кто-то тяпкой землю рыхлит, которую руками не разобьёшь и экономит и время, и силы, и прирост качества получает, а кто-то по голове ближнего бьёт - со всеми последствиями. А тяпка-то всего лишь инструмент.

    А Ваши правила поведения по большей части мне кажутся универсальными. в частности в моей стране я стараюсь придерживаться подобных же правил, что регулярно сберегает и время, и нервы, и силы :)

    ОтветитьУдалить
  3. И у нас, в России, все (а в особенности те, кто хоть какой-то доход имеют) представляют интерес для других - тех, кто часть этого дохода для себя поиметь хочет. И они тоже очень даже научились приемам разнообразного отъёма сил, нервов и времени = а в конечном итоге - денег! Поэтому в разговоры с агентами, предлагающими "совершенно бесплатно продемонстрировать работу нашего чудо-пылесоса" я не вступаю, и двери квартиры им не открываю, ибо не звала я их. Спам подлежит удалению не только без прочитывания, но и по-возможности, без получения с сервера. Личный и телефонный спам тоже пресекается первой же фразой: нет, спасибо - не нужно. Впрочем, вашу фразу: и не звоните мне больше, иногда тоже приходится употреблять :) Если нужно купить какую-то важную и недешевую вещь, то сначала рассматриваем и анализируем информацию о ней, точно определяемся - что нужно и приходим к продавалам уже подкованными: просто водопадом слов нас не проймёшь. Анкеты заполняю только на вполне конкретные вещи, типа дисконтной карты любимого магазина. А для снижения информационной нагрузки на себя - завела специальный "открытый" электронный адрес.
    А вот касательно шоппинга - согласна с вами, но сформулированное правило не универсально. В частности, при покупке мелочей и расходников, я предпочитаю покупать сразу кучно, при этом, конечно, теряю в деньгах и иногда имею, к примеру, 2 бутылки масла, потому что одна ещё не кончилась, а вторую уже купила, однако выигрываю в том, что реже посещаю торговую точку, где обязательно мне попытаются доказать, что мне ещё что-то нужно. а так: пришёл со списком, купил всё по-максимуму. и в следующий раз придёшь не скоро :) Экономия, однако! Только вот никак не привыкну делать такие заказы - на расходники, мелочёвку и еду - через интернет. чтобы потом только забрать. И никак экономия во времени у меня не перевесит того, что выбирая продукт руками, а не по картинкам, я сокращаю свои риски :)

    ОтветитьУдалить
  4. А вот объезд кучи торговых точек, ради сомнительной экономии в несколько денежков... наверное, если это норковая шуба за бешеную цену - то стоит поискать место, где она получше или есть скидка - и сэкономить значительную сумму. А по мелочи... впрочем, в России это очень зависит от человека: кому-то и 100 верст не крюк, а кому-то типа меня: раз уж приехали и нашли то, что подходит - это и возьмём, чтобы второй раз не ездить :) ну в общем, экономия всего (силы, нервы, время, затраты на дорогу...) вспомогательного имеет больший приоритет, чем экономия на цене вещи.

    А с покупками через интернет - я не могу привыкнуть передавать данные своей карточки. Ну не могу и всё тут. поэтому заказываю чуть более дорогую оплату "наличными при получении товара" - и все довольны. При этом несколько раз уже уезжали не солоно хлебавши и в очень недовольном настроении курьеры, которые привезли не то, или не того цвета (bye-bye, мрачно-серая клавиатура вместо чёрной, маленькая зелёная сумочка для плеера вместо чёрного чехла для фотоаппарата и три одинаковые книжки вместо трёх разных).

    ОтветитьУдалить
  5. Телевизор – эм. Он у нас, есть, конечно… как пережиток прошлого. Когда было грустно и одиноко… и по вечерам я смотрела фильмы с кассет, а днём ставила на запись любимые спортивные игры, которые почему-то нехорошие телевизионщики очень любят ставить в программу именно в то время, когда меня нет дома :). Но касательно собственно «телевидения»: бррр. Согласна на все 100%, нет даже 1000%.

    К правилам стирка-глажка тоже пришли очень давно. Кухня: нууу… о блендере-миксере только мечтаю, а вот та же микроволновая печка оказалась в тему: разогреть что-то просто и быстро и не надо следить – поставил таймер и нет проблем. Посудомойка тоже облегчает жизнь. Ну и салатик рулит, конечно!
    Хранение файлов в он-лайн я практикую уже лет 10. Мне нравится: удобно. Но у меня ситуация ещё веселее: он-лайн сохранённые файлы я могу использовать из множества мест. Очень удобно, хоть и флешку тоже с собой ношу. :) Но вот сказать, что комп – убийца времени, как-то у меня язык не поворачивается, хотя по сути-то верно. Но потраченное на выкладывание фотографий время окупается тем, что после я просто даю людям ссылку, а не везу их собственноручно-ножно :)

    В общем, правила подходят скорее к людям, потому что кто-то так и не сможет отказаться от тележвачки, и никакой компьютер его не проймёт :), и смотрит он на нас – заражённых ИТ-вирусом, как на странных зависимых от машины существ. Впрочем, также он смотрит и на фото-маньяков (в хорошем смысле слова), которые таскаются везде с камерой, а потом часами сидят и обрабатывают отснятое. И на тех, кто после работы не на диван перед ящиком, а на стадион. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Ой, как-то много получилось. Извините... тема уж больно интересная :)

    ОтветитьУдалить
  7. В целом - я согласна. Конечно, надо оберегать свое собственное время, ибо его-то как раз и не купишь ни у кого и ни за какие деньги
    А дальше получилось очень длинно, потому что оказывается многие вещи имеют свои ньюансы, и опять же захотелось поделиться опытом :-)
    В общем, кому не лень, пожалуйте ко мне на блог за продолжением: http://asu-pm-ik.blogspot.com/2009/06/o-httppankovcanada.html

    ОтветитьУдалить
  8. Ира, конечно же вы абсолютно правы, до откровенной грубости нельзя опускаться. И я не захлопываю дверь под носом, это я так фигурально выразился, вполне вежливо объясняю, что извини дружок, я не буду это обсуждать, thank you, have good day, et cetera... Просто первый год мне воспитание не позволяло делать и этого. Плюс, комиивояжеры и агенты-то нисколько не заботятся о моих интересах, их же цель единственная - продать. И попробуй с агентом неосторожно поговори, особенно в телефонных продажах, особенно с плохим английским - моментально получишь билл. Это раз со мной случилось, потом затрахался делать cancellation. Это сейчас я знаю, что любая сделка в течении 2 месяцев может быть отменена без cancellation fee, что есть DNCL - "Do Not Call List", да и понимаю практически все что мне говорят, а тогда знаете как ссыкотно было :)
    И это тратило просто жутко много моего времени, потому что каждый же день идут и трезвонят, трезвонят и идут, косяками. А потом мне друзья объяснили, что я вовсе не обязан быть вежливым в таких случаях. Особенно меня убивают специалисты, которые с порога начинают орать: "поздравляю!!! вы выиграли охрененный... ", далее неважно что именно, но предполагается что это все обойдется вам в нехилые бабки. Это же элементарные разводы, в приличном обществе за них бьют нешуточно. Естественно, в хамство я не впадаю, не умею просто - больно мягкий. Но прервать беседу как только ты понял, что тебе что-то "впаривают" - просто необходимо. И чем быстрее, тем больше времени останется для личной жизни.

    ОтветитьУдалить